Если вы когда-либо подпадали под очарование ливерпульской четверки, известной как The Beatles, то наверняка вы знаете, что большая часть их песен была написана ведущим авторским дуэтом. Именно дуэтом — в официальной дискографии группы нет альбома, в котором авторство указывало бы отдельно на Джона Леннона или Пола Маккартни, только знаменитое «Lennon-McCartney» (первоначально существовавшее как «McCartney-Lennon» — см. альбом Please Please Me).
Общеизвестно, что почти до последнего альбома музыканты работали вместе, дорабатывая в студии перспективные наброски слов или музыки, рождающиеся у членов группы. В общем и целом, тот из дуэта, кто на записи исполняет партию лид-вокала, и является автором основного наброска, из которого родилась песня.
Песни, которые сочиняли Джордж Харрисон и Ринго Старр, выходили в альбомах под их авторством и с их лид-вокалом, но в работе тоже участвовала вся группа. В ранних альбомах также много каверов и есть песни, которые исполнялись Харрисоном или Старром (см. I Wanna Be Your Man, альбом With the Beatles), но написаны снова тем же историческим дуэтом.
Казалось бы, что могло пойти не так?
Сюрприз состоит в том, что если настоящие фанаты начинают копать дальше, рассматривая творчество группы не на уровне песен, а на уровне отрывков и фрагментов, или композиционных и музыкальных элементов, авторство конкретных составляющих известно не везде. Конечно, The Beatles стали (супер)популярны с первого же альбома, и фанаты записывали каждый чих ливерпульской четверки. Поэтому мы обладаем довольно обширной информацией о том, кто когда и как работал над конкретной песней. Но белых пятен все еще немало. Например, музыка к песне In My Life с альбома Rubber Soul не имеет точно установленного авторства (сэр Пол Маккартни вспоминал, что вроде бы музыку написал он, а не Леннон).
К счастью, на дворе второе десятилетие XXI века, и многие неразрешимые прежде загадки теперь можно разгадать с помощью анализа данных. И когда в числе фанатов The Beatles обнаружилось несколько ученых, занимающихся математикой и статистикой, ситуация начала меняться.
Марк Гликман и Джейсон Браун встретились на конференции. Каким образом они выяснили, что оба являются поклонниками The Beatles, неизвестно — но именно это привело к совместному проекту. Гликман и Браун решили создать статистическую модель, которая позволила бы определить авторство музыкальных композиций и их фрагментов в дуэте Леннон-Маккартни.
Стилометрический анализ текстов сейчас уже не является чем-то сверхъестественным — именно он позволил определить, что Уильям Шекспир работал над пьесой «Генрих VI» вместе с Кристофером Марло. Метод использует не какие-либо уникальные особенности текста, а, наоборот, часто встречающиеся и повторяющиеся слова, например, предлоги, и рисунок их употребления в массиве текста. Почему бы не провернуть подобную операцию с музыкой?
Музыка устроена иначе, чем текст, поэтому ученые представляли песни группы периода 1962-1966 годов как отдельные наборы данных и формировали из них категории, которые можно проанализировать. Примерно как раскладывать свет на красный, зеленый и синий, присваивая им разные веса, уточняют авторы проекта. Наборов данных всего пять: частота используемых аккордов и редкие для песен аккорды (1) и последовательности аккордов друг за другом (2); частоты нот мелодии, исполняемой вокалистом (3) и последовательности нот — также одну за другой (4); плюс «мелодические контуры» — рисунок мелодии из четырех последовательных нот, представляемый комбинацией из вариантов движений мелодии «вверх», «вниз», «остается той же» — например, «вверх», «вверх», «вверх» (5). В случае группы The Beatles анализ музыки по таким составляющим упрощается еще одним более-менее общеизвестным фактом: музыка Леннона мелодически менее разнообразна, чем музыка Маккартни.
Такой подход позволил выделить в анализируемых песнях 149 составляющих, с использованием которых ученые обучили модель на фрагментах песен, авторство которых точно установлено, а затем проанализировали спорные фрагменты. Например, вероятность того, что музыка песни In My Life написана сэром Полом Маккартни, равняется 0.018.
Перспективы использования такого подхода к изучению музыки очень широки — помимо установления авторства, модели можно использовать для изучения музыкальных стилей, влияния музыкантов и их творчества друг на друга. Ограничивает ученых только воображение.
Нелли Бурцева
Если вы, как и автор, хотите теперь под одеялко и переслушивать Белый альбом, можно поностальгировать в выпуске Carpool Caraoke с сэром Полом:
Источник:Lennon or McCartney? Can statistical analysis solve an authorship puzzle?