Собирать информацию о музыкальных произведениях начали еще в Средневековой Европе. Подобно летописцам, служители монастырей и церквей XIII-XIV веков записывали нотные тексты, сведения о композиторах и происхождении мелодий. В России такая практика появилась в XVI-XVII веках. Данными пользовались музыканты и музыковеды.

Позже нотные тексты переместились на полки музыкальных библиотек и в личные коллекции ценителей. Так, произведения классиков и менее известных авторов закрепились в разных странах у множества владельцев.

А как делиться творчеством?

Этим вопросом задались члены Международной ассоциации музыкальных библиотек на конгрессе 1949 года во Флоренции. И решили: нужна организация, которая сможет объединить музыкальные ресурсы всего мира в универсальное хранилище или один большой каталог. Так, в 1952 году в Париже родилась RISM — Répertoire International des Sources Musicales (Международный каталог музыкальных источников) — с девизом: «Знаем, что существует и где это можно найти».

Эта организация с самого начала была некоммерческой. Цель ее создания — помощь музыкантам, экспертам в области музыки, библиотекарям и студентам консерваторий. В первые десятилетия существования её деятельность была сведена к публикации сведений о музыкальных рукописях. Работники узнавали, в каких библиотеках, архивах, церквях, школах и личных коллекциях хранятся тексты, сохраняли сведения на карточках, а потом печатали их в книгах.

Изданные книги RISM

В 80-е годы XX века данные начали публиковать в виде микрофильмов, а после — на CD-дисках. С 2002 года все сведения стали доступны в онлайн-формате. Со временем в каталог текстов стали включать печатные издания нот, либретто (словесный текст), теоретические трактаты о музыке.

Сегодня главный офис RISM располагается во Франкфурте, активно в работе проекта задействованы около 100 человек и на сайте можно встретить более одного миллиона музыкальных источников.

И что там интересного?

В карточке музыкальной композиции записаны сведения о названии произведения, его авторе, дате и месте публикации, инструментарии и библиотеке, в которой хранится рукопись.

Содержание работ многообразно и делится на несколько разделов (обозначается буквой) и серий (обозначается римской цифрой). Например, А/I — здесь можно найти печатные документы, датируемые 1500-1800 годами. Серия А/II содержит манускрипты, написанные вплоть до XVII века. Данные для этой коллекции добываются из более чем 900 учреждений, включая музеи, школы и личные коллекции, и обновляются ежемесячно.

В разделе «B» библиографические справки разделены на 12 тематик. Среди них, например, около четырёх с половиной тысяч печатных текстов XVI-XVIII веков (B/I, B/II) из Австрии, Бразилии, СССР, Великобритании, Бельгии и многих других стран. Есть ещё музыкальная теория эпохи Античности (B/XI) и Каролингского Возрождения (B/III), сведения о немецких церковных песнопениях с конца XV до XVIII веков (B/XVII), около 500 источников Арабской музыки (B/X), более тысячи рукописей, созданных специально для шествий (B/XIV) и многое другое.

Карточка с информацией об одной из композиций Иоганна Себастьяна Баха

В разделе «С» содержится информация о музыкальных исследовательских библиотеках США, Канады и стран Европы.
Благодаря такому многообразию материала музыкальное наследие отдельных стран не только сохраняется, но и распространяется по миру, попадая в руки к самым разным музыкантам, экспертам и любителям.

А кто участвует?

Швейцарский офис RISM посчитал, что каталог сайта располагает только одной третью существующих рукописей всего мира, созданных до 1800 года и 60% печатных текстов этого же периода. Поскольку основная цель проекта — обеспечить международный обмен музыкой, участие в нем самых разных стран только приветствуется.

Сегодня в рамках RISM взаимодействуют 35 стран. Среди них Австрия, Бразилия, Белоруссия, Германия, Франция, Канада, Китай, Чехия, Швейцария, Италия, Польша, США. Есть и Россия. В общий каталог публикаций включены сведения о композициях, хранящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Павловске, Тамбове, Красноярске и некоторых других городах.

Информация о сочинении Михаила Глинки

Как работать с сайтом?

Основной продукт организации — онлайн-каталог с бесплатным доступом ко всем композициям серий А/I, A/II и некоторым композициям серии B/I. Искать можно по имени автора, названию страны, города или специальному коду библиотеки. Для продвинутых пользователей есть расширенный поиск, где можно вводить год публикации, расстановочный шифр, водяной знак и даже ноты мелодии. Система доступна на четырёх языках: немецком, французском, итальянском и английском.

У пользователей есть разные уровни привилегий. Самый базовый статус присвоен тому, кто способен самостоятельно создавать записи, но не имеет права их публиковать. Звание «редактора» позволяет выставлять свои записи в открытый доступ и решать, достойны ли публикации другие. Также люди могут обмениваться записями друг с другом и создавать специальные папки, предназначенные для файлов определенной тематики. Так процесс обмена музыкальными композициями становится более динамичным.

А что с авторскими правами?

Предоставить информацию о музыкальных произведениях для публикации — решительный шаг для библиотек. Рукописи, переведенные в цифровой формат, могут быть использованы для нелегального создания копий. Поэтому учреждения, предоставляющие записи, имеют право урезать содержимое нотных текстов или прислать только их незначительную часть. Так они защищаются от нарушения авторских прав.

Узнать больше