На нейрональном уровне эстетическое удовольствие, которое люди получают от взаимодействия с искусством, сродни удовольствию от еды, секса и наркотиков: все это вызывает активность в системе вознаграждения человека. Эта же система активируется во время просоциального поведения — например, при добровольной помощи, кооперации и самораскрытии. Сходство эстетического и социального удовольствия послужило основой для гипотезы о том, что удовольствия высшего порядка возникли, потому что были полезны для жизни в обществе.

Как выглядит музыкальный оргазм?

Некоторые люди описывают удовольствие от прослушивания музыки как сложное взаимодействие психологических и физиологических состояний: взволнованность, легкое покалывание на коже головы и шеи, мурашки. Подобные ощущения от музыки испытывают не все — у феномена есть биологическое обоснование.

Связь между сенсорными ощущениями и эстетическим удовольствием до конца не изучена, однако известно, что подобные состояния проявляются в нейрональной активности зон обработки эмоций и вознаграждения (прилежащее ядро, передняя островковая доля, медиальная префронтальная кора) и изменениях в ритме сердцебиения, электрической активности кожи.

Как изучать?

Чтобы понять, что именно позволяет некоторым людям получать широкий спектр психологических и физиологических ощущений от прослушивания музыки, Matthew Sachs провел исследование, в котором с помощью опросника Aesthetic Experience Scale in Music (AES-M) выделил две группы людей: с сильными и слабыми эмоциональными реакциями на музыку. В ходе эксперимента обе группы испытуемых прослушивали несколько любимых музыкальных произведений, а исследователи в это время записывали их физиологические показатели: кожно-гальваническую реакцию и ритм сердцебиения.

Для того чтобы выявить структурные различия в головном мозге двух групп, исследователи исользовали диффузионно-тензорную МРТ — методику, измеряющую диффузию молекул воды в биологических тканях. Диффузионно-тензорная МРТ позволяет получить информацию о строении и расположении пучков нервных волокон и о соединениях между различными зонами головного мозга.

(A) Диффузная трактография показывает увеличенный объем трактов между верхней височной извилиной (содержащей слуховую кору) и зонами обработки эмоций (передняя островковая доля и медиальная префронтальная кора). (B) Объем трактов между верхней височной извилиной и зонами обработки эмоций выше у испытуемых, у которых бывают мурашки от любимой музыки

Результаты исследования показали, что люди, которые испытывают сильное эмоциональное возбуждение при прослушивании любимой музыки, отличаются по структуре головного мозга. В их мозге больше тканей, которые соединяют слуховую кору с зонами обработки эмоций. Это означает, что данные зоны — верхняя височная извилина и передняя островковая доля вместе с медиальной префронтальной корой — сообщаются между собой лучше. Объем белого вещества коррелирует со склонностью людей испытывать сильные психологические и физиологические реакции в ответ на музыку: чем больше соединений между перечисленными зонами, тем чаще у человека возникают мурашки при прослушивании любимой музыки.

Источник: Matthew E. Sachs, Robert J. Ellis, Gottfried Schlaug, Psyche Loui, Brain connectivity reflects human aesthetic responses to music, Social Cognitive and Affective Neuroscience, Volume 11, Issue 6, June 2016, Pages 884–891