Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

Как получить доступ к заголовкам газеты

Основным материалом для этого исследования послужил индекс ― список всех заголовков ― главной газеты КНДР «Нодон синмун». Она была основана в 1946 году в качестве полного аналога советской «Правды»: наша газета была официальным органом ЦК ВКП(б), «Нодон синмун» ― ЦК Трудовой партии Северной Кореи (ТПК). 

Индекс был составлен работниками группы по изучению «Нодон синмун» сеульского университета Тонгук, известного своим сильным северокорееведческим направлением. Работа над документом велась в первом десятилетии XXI века и покрывает содержание газеты вплоть до 2002 года. Индекс (точнее, его обновлённая и доработанная версия) доступен для исследователей в Центральной библиотеке Южной Кореи и в других крупных центрах вроде сеульского Университета северокорейских исследований. В Южной Корее учёные активно делятся им друг с другом, но разместить его в общем доступе не позволяют остатки антикоммунистического законодательства. Разумеется, за распространение северокорейских материалов без прямой и доказанной цели свержения южнокорейского строя никакого наказания не положено, но, по правилам, получить доступ в центры хранения северокорейских материалов можно только после предъявления удостоверения личности. 

Как проводилось исследование

«Нодон синмун» — несомненно, газета пропагандистская; в этом качестве она оставила далеко позади свой прообраз — сталинскую «Правду». Тем не менее, в этой статье на основании анализа десяти ключевых слов я постараюсь показать, что из неё вполне реально почерпнуть значимую информацию.

Методом исследования стал количественный анализ индекса «Нодон синмун». У подобной методологии есть ряд заметных преимуществ. Во-первых, она обращается непосредственно к материалам на корейском языке, а не к переводным текстам, к которым в силу слабого знания языка порою прибегают недобросовестные исследователи (забывая о том, что сделанные в Пхеньяне переводы могут намеренно отличаться от оригинала). Во-вторых, она довольно объективна, то есть при сплошном анализе заголовков исследователя нельзя подозревать в том, что он намеренно подбирает материалы, ложащиеся в его концепцию, и игнорирует остальные, что может теоретически произойти при использовании качественных методов. 

Я ограничил временные рамки исследования 1951–1993 годами. Причин тут две. Во-первых, в 1950 году КНДР едва не была уничтожена в ходе Корейской войны, и некоторое время «Нодон синмун» просто не выходила, поэтому этот год в статистике нельзя отразить объективно. Во-вторых, 1993 год был последним полным годом правления Ким Ир Сена: в июле 1994 года он умер и в КНДР наступила новая эпоха.

Как долго писали про Сталина

Северная Корея была создана по образцу сталинского СССР, многие государственные институты КНДР были скопированы из Советского Союза конца 1940-х гг. Но как часто в КНДР писали про самого Сталина?

Количество упоминаний И. В. Сталина 

Как видно из графика, относительно часто Сталин упоминался в «Нодон синмун» только при своей жизни. После XX съезда КПСС в 1956-м году упоминания о Сталине сошли на нет; последний всплеск 1959 года — упоминания не о самом Сталине, а о визитах северокорейских чиновников в Сталинград (ставший Волгоградом в 1961 году) и на объекты, названные в честь Сталина в Советском Союзе (таких в СССР вскоре почти не осталось).

Этот график хорошо показывает фундаментальное идеологическое отличие режима КНДР во время правления Ким Ир Сена от режимов вроде Китая периода Мао Цзэдуна и Албании при Энвере Ходжи. Если Мао и Ходжа возводили свою легитимность к Ленину и Сталину, то Ким Ир Сен стремился построить ее заново — представить именно себя как основателя «общества нового типа», а не чьего-то «верного ученика».

Как Ким Ир Сен стал Вождём

В связи с этим логично посмотреть на то, насколько часто «Нодон синмун» пишет о самом Ким Ир Сене.

Количество упоминаний Ким Ир Сена 

График чётко показывает резкий рост упоминаний Кима с 1967 года. С чем был связан резкий скачок? На этот вопрос ответит следующий график — количество упоминаний слова «Вождь».

Количество упоминаний слова «Вождь»

Здесь разделение на две эпохи — до и после 1967 года — ещё более заметно. Могу поделиться собственным опытом: в своё время именно это резкое различие между двумя периодами в «Нодон синмун» натолкнуло меня на поиски какого-то решения северокорейского руководства, которое так круто изменило публичную риторику. Сделать это было не так-то просто: во многих исследованиях авторы ограничивались лишь упоминанием об «усилении культа личности в конце 1960-х». Только прочитав целый ряд старых книг, документов и мемуаров, я смог относительно точно реконструировать картину тогдашних событий. 

В начале мая 1967 года в КНДР в атмосфере глубокой тайны состоялся XV пленум IV созыва ЦК Трудовой партии Кореи, который учредил в стране «систему единомыслия». Единственной нормой общественно-политической жизни объявлялось безусловное следование идеям Ким Ир Сена. Сам Вождь 25 мая того же года выступил с закрытой речью, в которой отдал практические указания по перестройке общества — и государственная машина заработала, зная, что с этого момента для КНДР нет важнее цели, чем восхваление главы государства.

Когда Ким Чен Ир стал наследником

Помимо Ким Ир Сена, через какое-то время в КНДР появился и ещё один объект восхваления — его сын и наследник, Ким Чен Ир.

Количество упоминаний Ким Чен Ира 

Этот график довольно любопытный, потому что он показывает и сильные, и слабые стороны количественного анализа открытых источников. Тут видно, что упоминания Ким Чен Ира начинаются в 1981 году (более ранние точки на графике относятся к тёзкам вождя; позднее Пхеньян приказал им сменить имя). При этом сейчас известно, что наследником второй Ким был назначен куда раньше — в феврале 1974 года. Связано это было с тем, что КНДР приняла осознанное решение — не упоминать Ким Чен Ира по имени в открытой печати. Видимо, это было связано с тем, что Ким Ир Сен не был до конца уверен в своем решении (так, имеющиеся источники действительно показывают, что в 1977–1979 годах Вождь испытывал определённые колебания по этому вопросу). Без потенциального урона для репутации объявить миру о наследнике можно было только тогда, когда Вождь был бы уверен, что это решение не придётся отменять. В результате, Ким Чен Ир был утверждён «кронпринцем» окончательно только после VI съезда ТПК в 1980 году — и, соответственно, стал появляться в открытой прессе.

В то время график довольно чётко показывает, какое событие стало важнейшим в карьере Ким Чен Ира после того, как он стал наследником отца. Это было его назначение Верховным главнокомандующим Корейской народной армией в декабре 1991 года — и именно после этого события упоминания о нём в прессе стали куда более частыми.

Как чучхе вытеснило социализм

Из всех слов в корейском языке одним из самых известных стало «чучхе» — название северокорейской идеологии.

Количество упоминаний слова «чучхе»

История слова «чучхе» довольно любопытная. Как и многие другие философские термины, в корейский язык оно пришло из японского. Японское же слово «сютай» (主體 / 主体) было придумано просветителями этой страны в XIX веке для перевода термина немецкой философии — Subjekt. Слово Subjekt может быть знакомо читателям Карла Маркса: «субъектом» он называл актора, обладателя инициативы, действующего — в противовес «объекту» — тому, в адрес кого совершается действие (например, «массы — субъект истории»). Соответственно, в корейском языке первое понятие стало назваться «чучхе», а второе — «кекчхе» (и именно так, «чучхе», в те далёкие годы до установления «системы единомыслия» в 1967 г., когда в КНДР ещё издавался Маркс, там переводили слово Subjekt).

В риторику КНДР слово «чучхе» проникло с подачи Ким Чханмана — одного из заместителей Ким Ир Сена в середине 1950-х годов. Тогда Вождь занимался осторожной, но настойчивой борьбой с советским влиянием в КНДР и с подачи Ким Чханмана использовал это слово: Корея должна быть субъектной, говорил Вождь, имея в виду, что Пхеньян должен перестать подчиняться Москве.

Однако, как показывает график выше, в риторику КНДР слово «чучхе» вошло куда позже — в 1970-х годах, когда Пхеньян заявил о существовании «идей чучхе», разработанных Ким Ир Сеном. Ким Чханмана к тому времени уже репрессировали, а сам Вождь (бывший партизан, не закончивший средней школы) не очень понимал, в чём заключаются «его» идеи. Сводились они к простой мысли: «Чучхе ― это когда человек сам всё решает». Этот тезис подавался сотрудниками идеолого-пропагандистского отдела ЦК ТПК как абсолютная вершина развития всей философской мысли человечества. Пхеньян приложил немало усилий, чтобы создать в самых разных странах «группы по изучению идей чучхе», которые, впрочем, ничего особенно не изучали, а просто выпускали заявления о полном согласии и поддержке последних решений Пхеньяна.

В отношении идеологии КНДР логично задать себе ещё один вопрос. А коммунистическое государство ли КНДР? Иными словами, говорят ли в Северной Корее, что они строят коммунизм?

Количество упоминаний слов «коммунизм» и «социализм»

Соотношение упоминаемости слов «социализм» и «коммунизм»

Графики вверху показывают, что со времени смерти Сталина в КНДР куда чаще, чем о «коммунизме», говорят о «социализме».

И, действительно, анализ других северокорейских документов — учебников, агитационных текстов, энциклопедий, художественной литературы — тоже показывает, что «коммунизм» северокорейское начальство особо не волновал. Если советскому человеку «Правда» регулярно рассказывала, что конечная цель самого существования СССР, КПСС, Организации Варшавского договора и т. д. — это «бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства», то в КНДР целью было объявлено сохранение собственно социалистического строя. Работы основоположников коммунистической идеологии в Северной Корее были изъяты из библиотек ещё в конце 1960-х, а в 2009 году из Конституции КНДР пропали последние упоминания о «коммунизме».

Как КНДР лавировала между Китаем и СССР

Ещё один аспект северокорейской реальности, свет на который проливает «Нодон синмун», — это внешняя политика страны.

Сразу нужно сразу заметить, что с 1960-х годов она отличалась немалой двуличностью. Это было связано с началом советско-китайского раскола. В отличие, например, от албанского лидера Энвера Ходжи, разорвавшего отношения с СССР, Ким Ир Сен окончательно не расходился ни с Москвой, ни с Пекином. Причин было несколько. Во-первых, сверхдержавы поставляли в КНДР огромные объёмы экономической помощи. Во-вторых, сохранение отношений практически гарантировало то, что в открытых советских и китайских публикациях критики Ким Ир Сена не будет. В-третьих, в случае неправильного поведения КНР и СССР можно было шантажировать угрозами уйти к противнику.

Такая стратегия полностью оправдала себя. В Москву шли сообщения о сносах памятников советским солдатам, о наглом переписывании истории (бывший комбат Красной Армии Ким Ир Сен приписал себе победу над Японией), о запрете гражданам СССР, живших в Северной Корее, посещать посольство и, в самые мрачные годы, — о гонениях на советскую культуру и литературу. В то же время в самой Москве выходили книги исключительно об «успехах братской КНДР», притом, что в отношении соцстран, порвавших с СССР, критика не только допускалась, а поощрялась. Если в ранней версии знаменитого стихотворения Евгения Евтушенко говорилось: «Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон. // Энверу Ходжа сообщает свои указания Сталин», представить себе аналогичное высказывание не про Ходжу, а про Кима, в СССР стало возможно только в перестроечные годы.

В условиях такой глубокой идеологической маскировки можно было предположить, что в «Нодон синмун» будет отражаться только официальный «дружественный» курс, а не реальная ситуация мягкой холодной войны. Содержание публикаций в главной газете КНДР действительно было вполне выдержанным. В то же время количественный анализ показывает, к какой из сверхдержав склонялись реальные, а не декларируемые симпатии Пхеньяна.

Частота упоминаний СССР

На графике выше хорошо видно «холодное двадцатилетие» в советско-северокорейских отношениях, начавшееся в 1961 году и закончившееся в самом конце брежневской эпохи, когда Ким Ир Сен снова решил подружиться с Москвой в противовес Пекину, где в то время активно разворачивал свои реформы Дэн Сяопин.

Частота упоминаний Мао Цзэдуна 

Количество упоминаний словосочетания «корейско-китайские»

Проанализировать отношения КНДР с Китаем чуть сложнее — ведь слово «Китай» не обязательно означает именно Китайскую Народную Республику, поэтому для анализа я выбрал другие слова: имя китайского вождя и словосочетание «корейско-китайские». Оба графика чётко указывают на состояние реальных (а не декларируемых) отношений между Пекином и Пхеньяном — конец 1960-х гг., когда между двумя странами шло агрессивное противостояние (при этом, опять-таки, не артикулируемое на внешнюю аудиторию).

Чем количественный анализ заголовков полезен исследователю

Несмотря на то, что количественный анализ заголовков северокорейской прессы сложно назвать основным методом изучения этой страны, в первую очередь, потому, что он показывает только результаты, а не причины политики Пхеньяна, он весьма полезен в качестве вспомогательного метода. С его помощью можно проверить ряд гипотез и в некоторых случаях — довольно убедительно их доказать. Кроме того, данные могут намекнуть исследователю, в какую сторону стоит вести поиск информации, что значительно сокращает время на её поиск.

«Нодон синмун» и по меркам закрытых стран является воплощением крайней формы цензуры и государственного контроля — и, несмотря на это, как видно, из неё тоже можно почерпнуть информацию о смене внешнеполитического курса или идеологических доктрин. Этот метод применим и к прессе более открытых стран, и скорее всего для них он будет ещё более эффективен.

Источники

Сайт газеты «Нодон синмун»