Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Ксения Здоровец

В книге «Любимое слово Набокова — лиловый» дата-журналист Бен Блатт пишет: «Через союз писательства и математики можно узнать столько нового о книгах, которые мы любим, и авторах, которых мы превозносим». Чтобы подтвердить это утверждение, мы решили проанализировать  литературное произведение «Радио Мартын» с помощью количественных методов.

«Радио Мартын» — это сказка-антиутопия, которую написал главный редактор просветительского проекта «Арзамас» Филипп Дзядко. Роман повествует о жизни, борьбе, любви и смерти Мартына (человека с уникальным слухом) в мире, где не живут, а выживают. Мартын работает на радио, и, когда появляется возможность, использует радиоволны, чтобы «дать людям надежду».

«Людям очень нужно, чтобы их слышали или хотя бы слушали» (глава 3.48).

«Радио» на коротких волнах

Стиль романа — отрывистая, сухая речь с частыми повторениями одних и тех же словосочетаний.

«Помолчали. Снова помолчали» (глава 2.3, а также 3.23, 3.29, 3.35, 3.4 и т. д.).

Драматическим стаккато определяется фон антиутопической повседневности: говорить нужно крайне осторожно, чтобы не сказать лишнего. Главный герой обладает особой глухотой: его мысли наполнены словами, образами и стихами, но на слух он воспринимает только короткие чёткие фразы, и сам говорит мало. Только суть. И в этом мудрость произведения.

Предельный лаконизм находит отражение и в цифрах. Их мы получили путём компьютерной обработки текста с помощью языка программирования R. Мы загрузили текст в рабочую среду R и токенизировали,  т. е. разделили на более мелкие элементы (в данном случае — на предложения). После чего подсчитали количество слов в каждом предложении.

Количество слов в предложениях романа «Радио Мартын»

Мы видим, что преобладают предложения, состоящие из трех слов. В основном длина предложений колеблется от одного слова до шести. Автор нашёл действенный приём, чтобы передать атмосферу нервозности и страха.

Точка экстремума — предложение длиной в 191 слово, составляющее целую главу (3.101). В ней Мартын умирает. Наступает расслабление: герой свободен от этой жизни и наконец может выплеснуть долго копившиеся слова.

Цветные радиодетали

Продолжим путешествие по стилистическим особенностям романа: опустимся на уровень ниже и исследуем ещё более мелкие компоненты текста — слова. Чтобы слова сами рассказали о себе интересную историю, мы передаем текст модели, обученной на корпусе СинТагРус, для морфологического и синтаксического анализатора UDPipe (Universal Dependencies Pipeline), загруженного в виде пакета в R.

Получаем таблицу в формате CONNL-U, где каждому токену-слову соответствуют его характеристики: начальная форма (лемма), часть речи, синтаксическая разметка и др. Точность определения характеристик моделью не идеальна, но приемлема для первичного анализа.

Теперь, когда текст предстал перед нами в разобранном виде, обратимся для примера к одной группе «деталей» — к прилагательным. Мы отобрали для таблицы 30 прилагательных, встречающихся в романе чаще всего, и теперь смотрим на них, как на пазл.

На первый взгляд разрозненные перемешанные кусочки складываются в красочную картинку. Наблюдения интригуют:

1. Самое употребительное прилагательное — «другой» — выводит на первый план инаковость главного героя антиутопии;

2. Добавляют краски к портрету Мартына следующие эпитеты: «хороший», но «маленький»; «чужой», но «важный» и «живой». Окружающий его мир «большой» и «страшный», но он один из «последних», кто противостоит удушающей несвободе. Набор прилагательных довольно стандартен для любого длинного текста, но часть из них обладает негативной эмоциональной окраской, что задаёт тон повествованию;

3. На 10-м месте обнаруживается эпитет «старый» — он демонстрирует важность сюжетной линии о возвращении Мартыном найденных на почте старых писем о прежней жизни пожилым людям, которые не получили их в срок;

4. Среди 30 самых популярных прилагательных три обозначают цвета («чёрный», «белый» и «зелёный»).

Четвертый пункт оказался весьма неожиданным, потому что он прояснил выбор цветовой гаммы для обложки издания «Мартына». Изначально, по задумке автора, она была чёрно-белой, но проницательные дизайнеры заметили зелёные отсветы в палитре красок романа.

Обложка книги «Радио Мартын». Источник: Редакция Елены Шубиной

Важен ли цвет? Какое место он занимает в сюжете? Ответы нам даст анализ совместной встречаемости прилагательных, обозначающих цвет, с соседними словами в предложениях.

Провести анализ позволит всё тот же UDPipe. Мы получаем список слов, рядом с которыми чаще всего стоят прилагательные «зелёный», «чёрный» и «белый». Отображаем топ-15 токенов для каждого цвета на облаке слов: это удобный метод визуализации, где размер слова определяется пропорционально частотности употребления в тексте.

«Чёрные» словосочетания

Прилагательное «чёрный» здесь ассоциируется с тревожным, страшным: форма полицейских, наводнившие город жуки, черные дыры, внушающие космический ужас. «Чёрный человек» предвещает смерть, как и Поэту начала XX века.

«Белые» словосочетания

В «белый» окрашены приятные воспоминания о любви и домашнем уюте: простыня, рубашка, скатерть, вино…

«Зелёные» словосочетания

Зелёный — вспышка среди людей и зданий. Он сопровождает подпольную деятельность Мартына: граффити, листок, чернила, змейка (брошка его соратника). Как зелёная трава, пробивающаяся весной из-под чёрной земли.

Каждый цвет часто используется вместе с другим цветом: белый — с красным, чёрный — с белым и зелёным. Эмоционально тусклое и рваное на первых страницах, произведение постепенно преображается в живое и выразительно красочное.

По «облакам» также видно, что автор использует лексические повторы для усиления эффекта. И только в третьем «облаке» место основного зелёного занимает его оттенок — изумрудный.

Послесловие

Итак, мы проанализировали замечательный роман «Радио Мартын» с помощью языка программирования R. Цифровые инструменты позволили нам увидеть авторские приёмы и техники, выраженные в объективных показателях длины, частотности и т. п.

Код для самостоятельного воспроизведения подсчётов доступен по ссылке. А подробнее о возможностях R читайте в материале «Системного Блока» об исследованиях Ольги Алиевой, которая научила всем используемым методам автора этого текста.

Источники:

1. Блатт Б. Любимое слово Набокова — лиловый. Что может рассказать статистика о наших любимых авторах [пер. с англ. Нестеркиной Н. С.]. М: Эксмо, 2019. 288 с. (дата обращения: 24.01.2024)

2. Дзядко Ф.В. Радио Мартын. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. 478 с. (дата обращения: 24.01.2024)