Когнитивная стилистика анализирует индивидуальные языковые особенности автора. Каждое высказывание отражает черты стиля его создателя. Совокупность этих черт уникальна, и ее можно использовать при установлении авторства или анализе текста. Определять их позволяют конкордансы (списки всех употреблений данного слова в контексте со ссылками на источник) и частотные списки слов и словосочетаний. Вместе они отражают ассоциативные связи в сознании автора на тот момент, когда он произносил текст.

Бессознательность стиля

В основе стилистических исследований лежит парадокс. Мы не знаем, как мы создаем и произносим высказывание просто потому, что мы привыкли это делать. Чем больше мы пишем текстов, тем меньше у нас времени на осознание процесса. Это как кататься на велосипеде, водить машину или просто шагать. Такие навыки, в том числе умение говорить и писать, не теряются даже при амнезии.

Опытные авторы упоминают о том, что творческий процесс зачастую находится за пределами их понимания. Сверхсила, нечто бестелесное диктует, что писать. Это то, что прежде писатели называли Музой.

Двоичный код для мозга

Эксперименты в когнитивной психологии и нейробиологии подтвердили концепцию бестелесного внутреннего голоса, который «произносит» предложения. Мозг обрабатывает и воспроизводит все высказывания, письменные или устные, в форме звуковой последовательности. Один из экспериментов показал, что нам сложнее запомнить ряд слов, если они близки по звучанию. Если бы мы запоминали слова визуально, их схожее звучание никак бы не помешало их запомнить.

То же самое происходит, когда мы обрабатываем чужую речь: мы получаем доступ к словам из нашего внутреннего словаря через их звуковую структуру. Кроме того, мы внутренне моделируем то, что ожидаем услышать, и это не связано с тем, что мы действительно слышим. То есть мы можем понять услышанную речь, только смоделировав в сознании артикуляционные действия, необходимые для ее создания.

Стиль и память

Ученые выделяют три основных типа человеческой памяти: 1) кратковременная (рабочая) память; и долговременная ассоциативная память, которая делится на два вида: 2) имплицитная, или бессознательная и 3) эксплицитная, или осознаваемая. Имплицитная долговременная память включает воспоминания о нейронных процессах и прайминг (влияние скрытых, часто неосознанных воспоминаний и сенсорного опыта на наши действия и ассоциации). Эксплицитная долговременная память включает эпизодическую память (жизненный опыт, воспоминания) и семантическую память (факты, знания о мире).

В процессе создания предложения участвует имплицитная память: мозг вспоминает, как строить предложение только во время самого творческого процесса. Человек не в состоянии осознать, как он это делает. Гиппокамп, отвечающий за долговременную память, хранит образы, звуки, ощущения, идеи и чувства, но не нейронные процессы.
Вся сознательная умственная работа над языком осуществляется в рабочей памяти, а именно в артикуляционной петле. Она охватывает многие языковые центры, в том числе области Вернике и Брока, которые выполняют, соответственно, семантическую и синтаксическую обработку. При повреждении области Вернике человек начинает произносить грамотную бессмыслицу, а области Брока — грамматически не связанные фрагменты предложений.

Мы получаем информацию из долговременной памяти через кратковременную, думая о словах, явлениях, которые ассоциируются у нас с тем, что мы пытаемся вспомнить. При этом мы рассуждаем не логически, а случайно, связывая искомую информацию с жизненной ситуацией, в которой она была получена.

В зависимости от того, как в создании высказывания участвует память и нейронные процессы, есть 4 способа построить фразу:

  1. Спонтанно создать и произнести предложение без какой-либо осознанной редактуры, как, например, во время беседы или быстрого печатания на клавиатуре.
  2. Воспроизвести информацию из долговременной эксплицитной памяти в том виде, в каком ее туда записали путем повтора (например, прочитать наизусть стихотворение).
  3. Полностью оформить предложение в рабочей памяти. В этом процессе участвует не только долговременная память, но и эмоции, и логические рассуждения.
  4. Выводить весь творческий процесс на бумагу. Тогда внутренний голос и когнитивные ресурсы объединяются в процессе создания высказывания.

Стиль сознания

Итак, наш когнитивный стиль имеет следующие признаки. Он:

  • фонологичный. Слова и фразы сохраняются, обрабатываются и извлекаются в форме последовательности звуков, а не символов.
  • лексико-синтаксический. Грамматика и лексика не могут быть разделены: область Брока и область Вернике одновременно участвуют в процессе высказывания.
  • комбинаторный. Наш мозг запоминает сочетания слово-образ-понятие-звук, а не словарные статьи.
  • семантически не определенный. Ни один тезаурус, энциклопедия или словарь не могут отразить то, как мы понимаем то или иное слово. Долговременная память человека формируется случайными ассоциациями, которые образуются в течение всей жизни. Это частично объясняет явление лексической неопределенности: большинство слов невозможно определить так, чтобы между людьми не возникало недопонимания.

Согласно когнитивной модели, стиль имеют не тексты, а сознание автора, который создает текст. Работу сознания можно проанализировать только косвенно, поэтому будущее стилистики как дисциплины — это исследования на стыке когнитивных наук и корпусной лингвистики.

Источник: Cognitive Stylistics and the Literary Imagination