Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Ксения Здоровец

Словом 2024 года стало слово «Пушкин». Не только из-за юбилея — 225 лет со дня рождения писателя, но и потому, что Александр Сергеевич — полномасштабный символ русской культуры. Теперь он готов предстать и в цифровом формате. Знакомьтесь — Пушкин <цифровой>!

Пушкин <цифровой> — уже третье семантическое издание текстов и персоналий «большой литературы» в веб-пространстве [1]. Согласно определению Бориса Орехова, доцента школы лингвистики НИУ ВШЭ, «семантическое издание — это представление текста в виде связанных данных». Для его создания текст должен быть размечен: содержать дополнительную информацию о значении его элементов в виде организованных меток [2].

В другом подобном российском проекте — Chekhov Digital, о котором «Системный Блокъ» писал здесь и здесь, — разметка произведений и эпистолярия Антона Павловича проводилась по таким категориям, как псевдонимы, цвета, время, место действия, имена, природа, человек, события.

Еще одно семантическое издание — это проект «Слово Толстого» от команды Tolstoy Digital, о нем можно почитать здесь. Tolstoy Digital разработан более глубоко и имеет тематическую разметку. Здесь уже можно выбрать не только жанр произведения, в котором нужно осуществить поиск (роман, повесть, рассказ, для детей и т. д.), но и тему (политика, философия и религия, искусство, педагогика, автобиография). При просмотре эпистолярия Льва Николаевича можно выбрать период написания письма, адрес и город, в который оно было отправлено.

Пушкин <цифровой> — новый тип семантического издания

Издание Пушкин <цифровой> основано на гипертекстуальности в филологическом понимании этого термина: текст, оставаясь единым и целостным, вбирает в себя множество других текстов, переход к которым часто осуществляется ассоциативно [3]. И цифровой формат как нельзя лучше позволяет реализовать эту идею.

Гипертекстуальность — по сути, главная особенность пушкинских текстов. Все знакомы с феноменом Пушкина, когда простые, прозрачные, понятные сюжетно и словесно тексты каким-то волшебным образом оказываются очень объемными по смыслу. Объем этот возникает из множества потаенных нитей, которые связывают тексты Александра Сергеевича с огромным пространством других поэтических и культурных миров. Это как с морем: снаружи водная гладь бессобытийна и проста, но стоит нырнуть на глубину, открывается сложный и удивительный мир. Очевидно, что одна из задач семантического издания Пушкин <цифровой> — помочь нам в постижении глубины пушкинских текстов, причем сделать это при минимальных временных затратах.

Александр Пушкин — один из самых изученных писателей. Есть тысячи работ, посвященных ему и его текстам. Исследователи из Пушкинского Дома (Институт русской литературы Российской академии наук) подсчитали, что только для прочтения всего объема пушкинского наследия потребуется около 58 лет. А чтобы проанализировать этот объем вручную, нужно еще больше времени. И Пушкин <цифровой> решает эту проблему: цифровые методы обработки текстов и поиска связей между ними помогают быстро и эффективно работать с текстами Пушкина.

Что есть в проекте Пушкин <цифровой>?

На сайте можно найти основные тексты произведений Пушкина. Библиотека еще не полная и будет расширяться, но уже сейчас для каждого из имеющихся текстов можно посмотреть разные редакции и варианты, прочитать научные комментарии. Есть и рукописи Александра Сергеевича, которые хранятся в Пушкинском Доме. Это более 15 тыс. сканированных листов в разрешении не ниже 600 dpi.

Бахчисарайский фонтан, Ф. 244, оп. 1, № 831, л. 49об

Также размещены печатные издания, вышедшие при жизни Пушкина и после его смерти. Они доступны для скачивания в форматах PDF и DjVu.

Собраны материалы академического пушкиноведения с середины XIX века и до наших дней. Их тоже можно скачать.

Обложки: «Мир Пушкина»: Письма Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных к их дочери Ольге Сергеевне Павлищевой. 1828–1835; «Я числюсь по России» Анекдоты об А. С. Пушкине; «Печальну повесть сохранить…» Об авторе и читателях «Медного всадника»

В отдельном разделе представлены экскурсы — тексты-путеводители, которые помогут современному читателю лучше понять контекст произведений Пушкина через знакомство с культурно-историческим фоном, биографическим контекстом и поэтикой (художественной организацией) произведения. В этом же разделе есть глоссарий, где объясняются ключевые поэтические термины, а также информация о персоналиях, сыгравших определенную роль в жизни Пушкина: лицеистах, преподавателях, поэтах, общественных деятелях того времени.

Как работать с сайтом Пушкин <цифровой>?

Начните с выбора произведения Александра Сергеевича. В центре проекта Пушкин <цифровой> — тексты Пушкина. Это значит, что остальные материалы сгруппированы вокруг основного текста каждого произведения.

Найти нужное произведение можно при помощи поиска в разделе «Творчество». Есть возможность сортировки по алфавиту, хронологии или временному периоду. В расширенном поиске можно задать такие параметры, как место написания, стиховедческая характеристика (тип метра, размер, строфика, рифма), издание, жанр, наличие цензурного разрешения на публикацию и прочее.После перехода на страницу произведения открывается основной текст, под ним — кнопка «Контекст», которая открывает панель перемещений по всем связанным с произведением материалам. Рассмотрим структуру подробнее на примере стихотворения «19 октября».

Раздел «Стихотворения», страница «19 октября», вкладка «Контекст»

Стоит обращать внимание на значки и пометки, выделенные цветом, которые будут встречаться в тексте или рядом с ним: это переходы к другим материалам.

Вкладки, расположенные слева, содержат информацию о самом тексте. Справа — связаны с трудами исследователей произведения и его контекста.

Вкладка «Рукописи»

В верхнем левом углу три источника с шифрами, под которыми рукописи хранятся в Пушкинском Доме. Собственно, аббревиатура ПД обозначает Пушкинский Дом.

Страница «19 октября», вкладка «Рукописи»

История каждого источника описана ниже. Здесь мы узнаем, что ПД № 70 — беловой автограф с большой правкой текста, которым владел товарищ Пушкина Михаил Яковлев, ПД № 756 — карандашный автограф на экземпляре «Стихотворений А. Пушкина» 1829 года, подаренном Екатерине Ушаковой, а ПД № 71 — копия этого сборника с поправками Пушкина.

Посередине страницы — сканы рукописей, у которых есть функция приближения и поворота. Сверху шифр, где указан источник (№ 70), номер листа и обозначение лицевой или оборотной стороны (л. 2 или л. 2об).

В правой части страницы — основной текст.

Чтобы вернуться к основной странице с перечнем вкладок, нужно снова нажать кнопку «Контекст».

Как Пушкин правил себя: «Редакции и варианты»

Эта вкладка позволяет увидеть, какие строки Пушкин часто исправлял. Места правок отмечены сносками, при нажатии на которые можно увидеть другие варианты текста.

Страница «19 октября», вкладка «Редакции и варианты»

Например, в строке «Минутное забвенье многих мук» вместо слова многих были версии: а. наших, б. горьких. Хотите вернуться к тексту — нажимаете на ту же сноску в вариантах.

Первые публикации Пушкина: вкладки «Издания» и «Атрибуты»

Здесь можно ближе узнать историю произведения, найти список изданий и сканы первой публикации. Например, для стихотворения «19 октября» это был изданный в 1827 году в Санкт-Петербурге альманах «Северные цветы».

Первая публикация стихотворения «19 октября», альманах «Северные цветы»

Контекст от ученых: вкладка «Научные комментарии»

Раздел содержит комментарии к стихотворению, собранные из трех академических изданий: Пушкинской энциклопедии 2009–2024 гг., Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 20 томах 1999–н. в. и Полного собрания сочинений в 16 томах 1937–1947 гг. Внутри комментариев есть отсылки к другим источникам. Они выделены зеленым цветом, и при нажатии на них можно переместиться в раздел «Библиография», а при нажатии на кнопку «Читать далее» — на книгу в формате PDF, доступную для изучения и скачивания.

Страница «19 октября», вкладка «Научные комментарии»

Есть также вкладки «Библиография» и «Упоминания», в которых предлагается избранная научная литература и перечень «касаний» со стихотворением «19 октября» по материалам Пушкинских энциклопедий.

Стереоскопичность Пушкина: вкладка «Экскурсы»

При переходе в раздел «Экскурсы» открывается карта комментариев. Это три лонгрида: культурный контекст, биография и поэтика. Они параллельны и связаны одновременно. Каждый можно прочесть отдельно (на странице даже указано время чтения, но оно может быть значительно приуменьшено), а можно внутри каждого лонгрида переходить по ссылкам, и тогда во всей полноте проявляется стереоскопичность пушкинских текстов и всплывают все те скрытые смыслы, связывающие произведения Пушкина с другими мирами.

Страница «19 октября», вкладка «Экскурсы»

Открывается, например, что строки первой строфы – «Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг» – воплощение одного из поэтических топосов и формул, а именно топоса, восходящего к оде Горация «К Талиарху». Оттуда взято контрастное соположение наступающих холодов и пылающего камина, у которого можно выпить исцеляющее душу вино.

Кстати, попутно можно почитать, что такое топос, поэтическая формула и кто такой Талиарх, а еще узнать, причем здесь дядюшка Пушкина, Василий Львович Пушкин. Все литературоведческие термины и имена, встречающиеся в текстах, выделены цветом и позволяют перейти на соответствующую статью в разделах «Глоссарий» или «Персоналии».

Команда проекта Пушкин <цифровой>

Инициатор проекта — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Он занимается изучением, описанием и оцифровкой рукописного наследия Александра Сергеевича и его произведений, отбирает и готовит научные материалы для семантического издания.

Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН) разрабатывает структуру хранения данных, занимается разметкой материалов и обеспечивает связи между ними.

DH-центр ИТМО разрабатывает интерфейсы для навигации, чтения и изучения материалов.

Планы

По анонсу создателей, в издании будут пополняться новыми материалами уже имеющиеся разделы, а также появятся новые. Например, разделы про места и сюжеты, которые покажут связи между текстами и артефактами.

Глоссарий, вкладка «Экскурсы»

Источники

  1. Пушкин <Цифровой> [Сайт] // 2023–2024. URL: https://pushkin.digital/ (дата обращения: 07.01.2025).
  2. Гронас М., Орехов Б. В. Что такое семантическое издание и почему в будущем все издания станут семантическими? // A/Z: Essays in Honor of Alexander Zholkovsky. Academic Studies Press, 2018. С. 246–268. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/307083240.pdf (дата обращения: 07.01.2025).
  3. Лутовинова О. В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия ВГПУ. 2009. № 5. С. 4–7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (дата обращения: 07.01.2025).
  4. Минобрнауки России. Цифровой Пушкин: за скобками цифровизации [Видео] // Youtube. 2024. URL: https://youtu.be/SMTWySpJzCo?si=3eyT1kPKQCKKythM (дата обращения: 07.01.2025).