Социальные сети бывают не только реальные, но и вымышленные. Например, не так уж сложно себе представить фейсбук Евгения Онегина: как он сначала френдит весь петербургский «свет», потом всех удаляет, потом ставит лайки Ольге Лариной, а сам тем временем разглядывает фото в профиле Татьяны. Тут Ленский ставит «Возмутительно», пишет злой коммент — и заверте…
Изучать соцсети художественных персонажей можно теми же способами, что и реальные. Социологи давно применяют теорию графов и методы анализа сетей, чтобы выделять сообщества, находить в них «центры влияния» и лидеров мнений, анализировать пути распространения информации и власти. С недавних пор тем же занялись и литературоведы — и это уже дало много интересных результатов. Например, известный «цифровой литературовед» Франко Моретти нашел зону смерти в социальной сети «Гамлета»: там умирают только те, кто одновременно тесно связан с самим Гамлетом и с его злодеем-дядей, королем Клавдием. Этот факт можно было вывести и без сетевого анализа, но он не приходил в голову никому до тех пор, пока сеть диалогов персонажей «Гамлета» не была построена и визуализирована.
На русском материале интересные результаты дал анализ произведений А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого. Например, в «Войне и мире» структура сетей совпадает с сюжетной динамикой: они плотные в мирное время, разрозненные в военное; Ростовы образуют плотное сообщество, а Курагины (о которых литературоведы давно пишут, что они «лишены семейной поэзии»), никакого сообщества не образуют. А в пушкинском «Борисе Годунове» удалось выявить особого персонажа-посланника, который — и это явно не совпадение — носит фамилию автора. Гаврилу Пушкина никто не назовет главным героем, но сетевые метрики показывают, что он самый главный «промежуточный» персонаж, через которого проходит коммуникация. И это правда так. Сейчас та же команда «цифровых филологов» из НИУ ВШЭ ведет уже автоматический поиск похожих персонажей (агентов, посланников, шпионов) в других пьесах при помощи сетевого анализа — и кое-что уже нашла. Об этом в следующих выпусках.