Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

<…>
And you, across those white
Stones, strode out in you dead
Black coat, black shoes, and your
Black hair till there you stood
<…>
Сильвия Плат,
отрывок из стихотворения Man in Black

Сильвия Плат — американская поэтесса, известная не только своими произведениями, но и трагичной судьбой. У неё была хроническая депрессия, и в 30 лет она покончила жизнь самоубийством.

Студийный фотопортрет Сильвии Плат. Warren Kay Vantine, 1954 г.

Студийный фотопортрет Сильвии Плат
Warren Kay Vantine, 1954 г.

Литературоведы относят творчество Плат к «исповедальной поэзии». Это направление в американской литературе 1950-х — 1960-х годов. В текстах исповедальной поэзии затрагиваются интимные переживания, поэтому чаще всего такие произведения автобиографичны. Поэты описывали свой внутренний мир, не избегая острых и запретных вопросов, и писали о табуированных в то время темах: психических расстройствах, болезнях, сексуальности, гендерных ролях, смерти.

Многие исследователи творчества Сильвии Плат ищут связь психоэмоционального состояния девушки и содержания её произведений (см. [1]–[5] в списке литературы ниже). Такой анализ возможен благодаря сохранившимся дневниковым записям Плат, а также потому что у большинства её стихотворений известна точная дата написания. 

В этом материале «Системный Блокъ» рассказывает о количественном исследовании «Эволюция лексики в поэзии Сильвии Плат». Вы узнаете:

  • как менялись стихотворения Плат со временем;
  • зависела ли эта динамика от событий в жизни поэтессы;
  • какие слова появились в её текстах накануне самоубийства.

Как проводилось исследование поэзии Сильвии Плат

Учёные Мюнхенского университета собрали корпус из 224 стихотворений Сильвии Плат. Они взяли тексты из поэтического сборника The Collected Poems, который был издан после смерти поэтессы в 1981 году. За него Плат посмертно получила Пулитцеровскую премию — американскую награду в области искусства.

Весь корпус состоит из 9 499 слов. Скрипт на языке Python считает частоту использования каждого слова в каждом стихотворении. При этом переводит все токены (слова) в нижний регистр и не фиксирует знаки препинания.

Исследователи подсчитали частотность слов и провели анализ данных, основываясь на сведения о датировке текстов. По их мнению, количественный анализ — эффективный инструмент не только для того, чтобы установить общие закономерности в поэтике автора, но и чтобы отследить в ней изменения. Также они отмечают, что выбор поэтом тех или иных слов отражает не столько сознательные намерения, сколько неосознанный стиль.

Итак, учёные соотнесли изменения в лексике и периоды творчества Плат. Её творческая деятельность длилась семь лет — с 1956 по 1963 гг. Хронология текстов выстроена согласно двум исследованиям: по Hughes [6] и по Hargrove [7].

Творческая продуктивность Сильвии Плат.
Количество произведений в зависимости от даты создания. Красная линия — хронология по Hughes, зелёная — по Hargrove

Творческая продуктивность Сильвии Плат. Количество произведений в зависимости от даты создания. Красная линия — хронология по Hughes, зелёная — по Hargrove

Исследователи сделали вывод, что изменение лексического словаря поэтессы в целом последовательно и закономерно в течение всей творческой активности. Тем не менее они выделяют три примера значительной эволюции поэтического языка, которые не вписываются в общую картину.

Как менялась лексика в стихотворениях Плат

Чёрный и белый — эти цвета Плат упоминает в стихах чаще всего в последний год жизни

График показывает, как менялись предпочтения Сильвии Плат в выборе «цветных прилагательных» с течением времени. Чем выше линия на графике, тем чаще прилагательное употребляется в текстах. 

Частотность прилагательных, обозначающих цвет, в поэзии Сильвии Плат. Зависимость от времени

Частотность прилагательных, обозначающих цвет, в поэзии Сильвии Плат. Зависимость от времени

Что было: самым популярным цветом в поэзии Плат был зелёный

Что стало: в последний год жизни в лирике преобладают белый и чёрный цвета

Я и оно — местоимения, которые появляются чаще остальных в поздней лирике

По следующему графику видно, как менялась частотность употребления местоимений в поэзии Плат. Ключевые изменения происходят после 1961 года.

Частотность местоимений в поэзии Сильвии Плат в зависимости от времени

Частотность местоимений в поэзии Сильвии Плат в зависимости от времени

Что было: чаще всего в поэзии Плат употреблялось местоимение «она»

Что стало: в последний год жизни более частотными становятся: «я», «ты / вы» и «оно»

Дети и муж — новые слова в поэтическом словаре

С 1960-х гг. исследователи зафиксировали появление в поэзии Плат слов, которые ранее не использовались регулярно. Например, слов, связанных с материнством. Эти заметные изменения в лексике напрямую соотносятся с важными событиями в жизни Плат: замужество, рождение детей, пребывание в колонии художников, обучение на поэтических курсах Р. Лоуэлла, посещение психотерапевта.

Слова, которые Плат начинает активно употреблять в своих поздних стихотворениях (после 1959 г.).
Для каждого слова на картинке указано значение tₒ — дата, когда Плат начинает регулярно использовать это конкретное слово.

Слова, которые Плат начинает активно употреблять в своих поздних стихотворениях (после 1959 г.). Для каждого слова на картинке указано значение tₒ — дата, когда Плат начинает регулярно использовать это конкретное слово.
NB: эти даты не указывают на первый случай словоупотребления! 

Что было: в 1950-е гг. Плат использует определённый «набор» ключевых слов: например, «плакать», «крылья», «невеста»

Что стало: в 1960-е гг. наиболее частотные слова меняются, и появляется новая лексика: «дети», «муж», «убийство» и др. Это связано с переменами в личной жизни поэтессы

Количественное исследование — а что дальше

Результаты этого количественного исследования согласуются с выводами некоторых «качественных» исследований. Так, в работах 2000-х годов отмечается влияние на творчество Плат романа Р. Грейвса «Белая богиня» ([8], [9]). В качестве подтверждения исследователи приводят цитату из Грейвса:

The New Moon is the white goddess of birth and growth; the Full Moon, the red goddess of love and battle; the Old Moon, the black goddess of death and divination.

В этом отрывке учёные обращают внимание на образ луны, который связан с тремя цветами: белым, красным и чёрным. Слова «луна», «белый», «красный», «чёрный» важны и для поэтики Плат тоже: по результатам количественного анализа они присутствуют в списке наиболее частотных. Так количественный анализ подтверждает результаты более ранних close-reading-исследований (имеется в виду методика традиционного филологического анализа, так называемое «медленное чтение» в противоположность «дальнему чтению» — прим. ред.).

Итак, авторы исследования уверены, что их работа внесла существенный вклад в изучение творчества Сильвии Плат. Они считают ценными и свои цифровые инструменты, и полученные результаты, подкреплённые опорой на филологическую традицию. Исследование значимо в отношении двух проблемных вопросов:

  • в изучении особенностей творческого процесса Плат. Работа позволяет ответить на вопрос, как с течением времени менялся поэтический словарь поэтессы;
  • в выявлении связей между поэтическим языком и психологическим состоянием автора в целом.

Источник: Wadsworth F. B., Vasseur J., Damby D. E. Evolution of vocabulary in the poetry of Sylvia Plath // Digital Scholarship in the Humanities. 2017. Volume 32, Issue 3. pp. 660–671. DOI: https://doi.org/10.1093/llc/fqw026 

Литература

  1. The Art of Sylvia / Ed. by C. Newman. Bloomington and London: Indiana University Press. 1970. pp. 283–300.
  2. Kroll J. Chapters in a Mythology: The Poetry of Sylvia Plath. New York, NY: Harper & Row. 1976. 
  3. Axelrod S. G. Sylvia Plath: The Wound and the Cure of Words. Baltimore, U.S.: Johns Hopkins University Press. 1990.
  4. Moses K. Sylvia Plath’s voice // The Unraveling Archive: Essays on Sylvia Plath / Ed. by A. Helle. Ann Arbor, MI: Michigan UP. 2007. pp. 89–121.
  5. King J. L. Red earth, motherly blood: articulating Sylvia Plath’s anxieties of motherhood // Plath Profiles: An Interdisciplinary Journal for Sylvia Plath Studies. 2011. 4. pp. 77–87.
  6. The Collected Poems. Sylvia Plath / Ed. by T. Hughes. New York, U.S.: Harper & Row. 1981.
  7. Hargrove N. D. The Journey Toward Ariel: Sylvia Plath’s Poems of 1956-1959. Lund, Sweden: Lund University Press. 1994.
  8. Wilkins A. «Through the beautiful red»: the use of the color red as the triple-goddess in Sylvia Plath’s Ariel // Plath Profiles: An Interdisciplinary Journal for Sylvia Plath Studies. 2010. 3. pp. 74–89.
  9. Lindop G. Graves and the Goddess: Essays on Robert Graves’s The White Goddess. Cranbury, U.S.: Susquehanna University Press. 2003.