Изображённое на почтовой открытке из коллекции «Пишу тебе» здание железнодорожного вокзала стало вторым для Вологды каменным зданием. Оно было возведено в конце XIX в.
Железная дорога в Вологду пришла в самом начале 1870-х годов, когда была запущена железная дорога между Ярославлем и Вологдой. Этому событию предшествовало получение Акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги в июне 1870 концессии на постройку линии. Тогда же было выдано разрешение на строительство.
Как строили железнодорожный вокзал в Вологде
Строительные работы велись с 1870 по 1872 год. В июне 1872 по новой железнодорожной ветке из Ярославля в Вологду был пущен первый поезд. В нём ехали главный акционер Московско-Ярославской железной дороги Иван Фёдорович Мамонтов, главный инженер Чижев и строители.
Вологодские газеты того времени писали: «В назначенный час, несмотря на раннее утро, многочисленная публика всех классов, состояний и возрастов спешила к вокзалу… В зале вокзала, освящённом епископом Вологодским Палладием, было проведено торжественное благодарственное молебствие за успешное окончание железной дороги… В тот же день вечером приехал из Ярославля пассажирский поезд, украшенный флагами, зеленью, цветами, и был встречен радостными кликами ожидавшей его публики. В этом поезде прибыли учредители компании и строители железной дороги».
Открытие железнодорожного сообщения явилось для Вологды событием, определившим её дальнейшую историю. Вологодский губернатор Станислав Хоминский на открытии отмечал, как быстро теперь можно преодолеть ранее мучительный путь между Вологдой и Ярославлем. После установления железнодорожного сообщения дорога между этими населёнными пунктами составляла 12–13 часов.
Первоначально вологодский вокзал был небольшим и деревянным и располагался на окраине дореволюционной Вологды — сейчас это улица Чехова, где здание сохранилось до наших дней. Оно имело два этажа и и включало несколько помещений и самостоятельных построек с различным функциональным наполнением. Фасады здания были обшиты тёсом и не имели выразительных архитектурных и декоративных элементов.
К 1890-м годам в Россию приходит «железнодорожный бум». В 1894 принимается решение о строительстве новой железнодорожной линии Вологда-Архангельск. Параллельно с этим Общество Московско-Ярославской железной дороги преобразуется в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Из доклада министра путей сообщения Михаила Хилкова от 28 ноября 1897 года «Об открытии движения на Вологодско-Архангельской линии» узнаём, что «с 17 ноября производится перевозка пассажиров и грузов по всему протяжению Вологодско-Архангельской ж. д., длиной в 596 верст, и установлено начало железнодорожного сообщения между Архангельском и прочими областями империи». Таким образом, новая железнодорожная ветка прошла через Вологду в 1896–1897 годах.
Каменное здание вологодского вокзала
Среди вологодских краеведов до сих пор идут споры о том, когда появилось изображённое на открытке каменное здание вокзала. Одна из самых популярных дат строительства — 1907 год. Однако, как свидетельствуют исторические документы, на которые опираются краеведы, здание было построено не позднее 1895 года, одновременно с вводом в эксплуатацию железной дороги от Вологды в сторону Архангельска. Косвенно это подтверждается тем, что в 1897 году Вологодская городская управа выдала разрешение уже на благоустройство привокзальной площади — значит, здание самого вокзала должно было уже существовать.
Так же, как и с датой строительства вокзала, споры краеведов идут об авторе проекта. Считается, что вокзал возведён по проекту, выполненному архитектором Владимиром Щуко. Но в середине 1890-х годов он ещё был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.
В качестве другого потенциального автора проекта вологодского вокзала называют Сергея Тимоховича. Его подпись можно найти на некоторых листах проекта. Но известно, что Тимохович был инженером-механиком, отвечающим за вентиляцию, канализацию и отопление зданий по Московско-Ярославской железной дороге.
Скорее всего, здание вологодского вокзала было построено по типовому проекту. Практически все типовые вокзалы проектировались в стиле эклектики. К этому же стилю относится и вокзал в Вологде.
Проект вологодского вокзала — это типовой проект станции II класса. Посередине здания находился главный вход, по сторонам от него — залы ожидания I и II классов, служебные помещения, кассы и буфеты. Центральная часть вокзала украшалась надстройкой в виде башни или ризалита с аттиком, где размещался флагшток или часы.
Реконструкции вокзала в Вологде
В 1902–1905 годах через Вологду прошла новая железнодорожная ветка, соединившая Санкт-Петербург и Вятку. Когда поток пассажиров увеличился, вокзал реконструировали: в 1907 году к основному зданию с восточной стороны пристроили двухэтажный корпус телеграфа, а с западной стороны — одноэтажный корпус почты.
Из-за увеличения пассажиропотока в Вологде в 1903–1906 годах построили главные мастерские Петербургско-Вятской железной дороги.
После 1917 года вологодский вокзал пережил несколько реконструкций. В предвоенные 1930-е западная часть вокзала была дополнена вторым этажом и соединена с помещениями основного здания. В 1975 году устроен грузовой и пешеходные тоннели, ведущие на платформы. В 1987–1988 к вокзалу пристроили корпус для размещения ресторана.
Вологодский вокзал в советское время — свидетель сменяющихся исторических эпох. Во время Великой Отечественной войны он принимал поезда с уехавшими из блокадного Ленинграда жителями. Здесь были организованы перевозки военных грузов в Ленинград. Сюда же прибывали санитарные поезда с ранеными советскими солдатами, направляющимися в эвакогоспитали вглубь страны.
В 1950-е с вокзала отправлялись поезда с активистами-комсомольцами, ехавшими осваивать целину; в 70-80-е они ехали на строительство БАМа.
Сейчас Вологда и её вокзал — важный транспортный узел северо-западной части страны. Через вокзал проходит более 250 поездов в сутки, следующих в Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Воркуту, Беломорск и другие города. Изображённое на почтовой открытке историческое здание железнодорожного вокзала — архитектурная жемчужина, которая напоминает о более чем столетней истории развития железнодорожного сообщения в нашей стране.