Читать нас в Telegram
Почтовая открытка № 209048 в коллекции «Пишу тебе»

Вологда необычна тем, что ее основали как духовный центр. Так, в 1303 году, чтобы освятить церковь Успения Пресвятой Богородицы, сюда приехал новгородский архиепископ Феоктист. Со второй половины XV века Вологда стала местом постоянного проживания архиереев, возглавлявших Вологодскую и Великопермскую епархию.

Вид Вологодских соборов. Гравюра А. Скино по рисунку А. Ушакова. 1853 г.
Вид Вологодских соборов. Гравюра А. Скино по рисунку А. Ушакова. 1853 г.

В XVI веке на Вологду обратил внимание Иван Грозный. По его замыслу город должен был стать северной столицей его опричных земель. С середины 1560-х годов Вологда стала одной из резиденций царя.

Согласно писцовым книгам 1627-1628 годов, в Вологде было три монастыря и одна пустынь: Воздвиженский и Ильинский мужские монастыри, Горний Успенский девичий монастырь и Галактионова пустынь. Количество деревянных церквей достигало 59.

Во второй половине XVII века в Вологде было положено начало каменному церковному зодчеству. В основном это были пятиглавые церкви с колокольнями. Буквально на глазах жителей менялся архитектурный ландшафт города.

  Посетивший Вологду в начале XVIII века нидерландский путешественник Корнелис де Брюйн увидел город таким: «В этом городе есть… каменные церкви, число 21, из которых у большей части главы покрыты жестью, с позолоченными крестами, что производит прекрасное впечатление, когда солнце играет на этих главах и крестах. Кроме того, есть еще сорок три деревянных церкви, три мужских монастыря и один женский».

Каменные церкви постепенно вытесняли свои деревянные аналоги. В итоге к началу XX века на территории Вологды располагалось уже 65 церквей (с 166 освященными престолами) и 5 часовен. Центральное положение отводилось двум кафедральным соборам — Софийскому и Воскресенскому. Именно они изображены на почтовой открытке из собрания «Пишу тебе».

Софийский собор

Возведение Софийского собора относится к 1568-1570-м годам. Средства на его сооружение были пожертвованы царем Иваном Грозным.

Софийский собор. Фотография начало XX в.
Софийский собор. Фотография начало XX в.

Летопись, написанная Иваном Слободским, сохранила указ царя о строительстве собора: «Лета 7076 (1568) году, Великий Государь Царь Иван Васильевич повеле соборную Софийскую церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы поставити внутри града у архиерейского дома, и делаша ю два года…»

Однако к 1571 году, когда строительство собора завершилось, царь потерял интерес к Вологде. Причины не описаны в исторических источниках. Некоторые ученые утверждают, что в Вологде началось моровое поветрие.

В самом древнем источнике по истории Софийского собора «Летописце» Ивана Слободского дано следующее объяснение: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

Собор очень долго оставался неосвященным. Освятили его только при царе Федоре Ивановиче.

Софийский собор имеет особую для православного храма пространственную ориентацию. Его ось «главный вход — алтарь» ориентирована на север, что расходится с каноническим расположением храма, предполагающим обращение алтаря на восток. С одной стороны, это объясняется ориентацией на направление восхода солнца в день закладки храма; с другой стороны — в этом отступлении видят особую волю Ивана Грозного, якобы приказавшего, чтобы алтари будущего собора выходили к протекающей здесь реке.

В 1612 году собор пострадал от нашествия поляков и литовцев; во время пожара обгорел деревянный верх церковного здания. Собор восстановили достаточно быстро: в декабре следующего года был освящен главный престол. В 1615-1616 собор получил «драночную крышу по просмоленной бересте с устройством просмоленных желобов». В 1621-1622 внутри поставили новый иконостас, а кровлю покрыли железом.

В 1686-1688 внутренние стены и своды Софийского собора были расписаны ярославскими иконописцами Дмитрием Григорьевичем Плехановым с «тридцатью товарищами».

В 1686-1695 в Софийском соборе вновь обновился иконостас. Однако, простояв около тридцати лет, внутреннее убранство погибло в пожаре, что обусловило очередной ремонт. Полы собора устланы чугунными плитами, отлитыми на Терминском железном заводе (они были утрачены в первой половине XX века).

В 1848-1850 настенная живопись Софийского собора обновлена ярославским иконописцем Колчиным.

В дореволюционное время Софийский собор был местом посещения царственных особ: его посетили императоры Петр I, Александр I, Александр II.

С 1923 года Софийский собор передан местному краеведческому музею. В церковном здании разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко.

В 1999-2007 проводилась комплексная реставрация здания. Собор находился в ведении Вологодского государственного музея-заповедника; по согласованию с администрацией музея совершаются богослужения.

Воскресенский собор

Необходимость его строительства назревала долго, потому что располагавшийся рядом Софийский собор не отапливался.

Воскресенский собор. Фотография, начало XX в.
Воскресенский собор. Фотография, начало XX в.

Первое церковное здание на месте будущего собора было возведено в 1757-1770 годах и освящено в честь Сретения Господня. Однако сразу после постройки собор был признан аварийным и разобран.

Новое соборное здание строилось на месте разобранной угловой башни Вологодского кремля. Строительством руководил местный архитектор Златицкий. Однако интересно, что собор строили по деревянной модели, созданной столичным зодчим (эта модель сохранилась в вологодском краеведческом музее).

Собор относился к стилю барокко: это было двухэтажное пятиглавое здание, увенчанное сферическим куполом с восьмигранной главой.

На протяжении XIX века Воскресенский собор неоднократно видоизменялся. В 1805 году на первом этаже был освящен храм в честь Киево-Печерских чудотворцев, а в 1824 к собору был пристроен парадный вход в виде четырехколонного портика.

 В 1832-1833 собор впервые отремонтирован: внутренние стены оштукатурены и расписаны ярославскими иконописцами, положен новый пол, установлен иконостас. В 1848 году стенная роспись в соборе была переписана ярославским иконописцем А.М. Колчиным, а в 1872 ее поновил П.С. Дешевовый.

В дореволюционное время в соборе хранились уникальные реликвии. Это особо почитаемая в Вологде икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона «Зырянская Троица» с надписью особым «зырянским» алфавитом, составленным святителем Стефаном Пермским.

В 1920-1930-е годы Воскресенский собор занимала российская обновленческая церковь. В 1938 собор был закрыт, после чего утварь и стенопись были утрачены.

В середине XX века соборное здание оказалось в ведении Вологодского краеведческого музея. Здесь открылся художественный отдел музея, затем он был преобразован в Вологодскую областную картинную галерею, а парой лет позже — в центральный выставочный зал.

В 2016 года Воскресенский собор был передан Русской Православной церкви и стал кафедральным собором Вологодской епархии.

Соборная колокольня

Высотной доминантой архитектурного комплекса вологодских соборов, изображенного на почтовой открытке, выступает соборная колокольня.

Первая, еще деревянная, колокольня была возведена предположительно в конце XVI века, сразу после строительства Софийского собора. Единственное упоминание о ней в исторической хронике связано с тем, что она сгорела во время нападения на Вологду польско-литовских войск.

Соборная колокольня XVII в.Чертеж, арх. А.И. Иваницкий, 1860-е гг.Соборная колокольня.Фотография, конец XIX в.

Новая, снова деревянная соборная колокольня упоминается в 1622 году. В это время на ней располагалось 11 колоколов и редкие для того времени часы. После пожара 1636 года на месте колокольни появляется временное сооружение с колоколами, замененное полноценной колокольней к 1641-1642 годам.

Каменное здание соборной колокольни строится в середине XVII века. Первоначально она представляла собой высокий восьмигранный столп с лопатками и аркадой яруса звона, увенчанный шатром с небольшой главкой.

В начале следующего столетия соборную колокольню повредило ударом молнии. Сгоревшую кровлю и главку восстановили, но каменный шатер не подлежал ремонту. В таком виде она просуществовала до 1868 года, когда губернским архитектором А.И. Иваницким был составлен обмерный чертеж и предложен проект ее перестройки.

В 1869-1870-е под наблюдением архитектора А.И. Иваницкого соборная колокольня была перестроена в псевдоготическом стиле с элементами древнерусской архитектуры. Чуть позже на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами фирмы «Братья Бутеноп».

В 1950-х и в начале 1980-х колокольню несколько раз ремонтировали. Последние реставрационные работы производились в 2001 г.

В советское время колокольный звон был запрещен, но работникам вологодского краеведческого музея удалось сохранить колокола от уничтожения. Поэтому звонница соборной колокольни на сегодняшний день состоит из 24 колоколов XVII-XIX веков. Многие из колоколов сохранили свои названия: например, Часовой, Великопостный, Большой (Праздничный).

Кафедральные Софийский и Воскресенский соборы и соборная колокольня.
Кафедральные Софийский и Воскресенский соборы и соборная колокольня.
Фотография, 2010-е гг.

Сегодня комплекс кафедральных соборов и колокольни — это центральное историческое место Вологды, которое используется Вологодским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и церковью. Таким образом, территория вернула себе роль духовного центра. Город развивает свою культурно-рекреационную роль, привлекая туристов из разных городов.