Лаборатория прошла в онлайн-формате и имела целью познакомить участников со спецификой работы по расшифровке открыток и дать им возможность попробовать себя в этой роли. Для расшифровки были взяты дореволюционные открытки.
Под руководством модераторов проекта «Пишу тебе» (Мити Жарова и Александра Симонова) в работе лаборатории приняло участие 7 человек. За час с небольшим удалось расшифровать 15 открыток. Работа по расшифровке велась в двух мини-группах, где у участников была возможность пообщаться с модератором и обсудить сложности, возникающие в процессе расшифровки.
Что нашлось в дореволюционных открытках
Участники мастерской погрузились в повседневную жизнь дореволюционной России. Среди расшифрованных открыток — не только рядовые поздравления с церковными или семейными праздниками, но и сообщения об интересных ситуациях и их эмоциональном переживании авторами текстов. Особенно любопытно было подмечать в текстах начала XX века описания жизненных ситуаций, которые очень хорошо знакомы современному читателю.
Так, например, в мае 1909 года пассажир поезда Омск-Москва написал семье, что на станциях продают букеты ландышей, сирени и семена огурцов. Весьма узнаваемая картина.
В наши дни многие старшеклассники прибегают к услугам репетиторов для подготовки к итоговым экзаменам, и нередко репетиторами подрабатывают студенты. Участники мастерской убедились, что в Российской Империи дела обстояли похожим образом. Один воронежский гимназист, найдя соответствующее объявление в газете, послал некому студенту открытку, в которой он интересуется, не желает ли студент позаниматься с ним и подготовить его к экзаменам. Этот случай интересен еще и тем, что открытка выступает в роли средства деловой коммуникации между двумя незнакомыми людьми.
Впечатления участников
После окончания работы участники поделились своими ощущениями и сложностями, возникшими при работе с дореволюционными открытками, а также рассказали о личным опыте по их коллекционированию и изучению.
Дмитрий Якубов, Музей Истории Науки и Техники (МИНТ): «Я коллекционер, сотрудник музея, работаю с детьми. Заинтересовала необычная тема и форма работы… Я специфический субъект — мне очень тяжело читать рукописный текст. Я бы хотел больше узнать о том, что такое „микроистория“. Если это наука, то что она изучает, какие проблемы встают на пути. Ну, например, про распространение слухов, про бытовавшие заблуждения… Или о том, что в 1889 году во время „русского гриппа“ люди в письмах жаловались на потерю вкусовых ощущений и обоняния (реально есть информация, но не в письме, а в газете того времени!). И это очень многое говорит об истории взаимодействия нас и коронавируса».
После лаборатории Дмитрий Якубов поделился с проектом «Пишу тебе» изображением самой маленькой серийной патефонной пластинки.
Что дальше
В цифровой базе почтовых открыток «Пишу тебе» есть еще много интересных историй, требующих раскрытия. Поэтому мы планируем продолжить работу со всеми желающими в формате открытых мастерских и вместе прикоснуться к увлекательному делу расшифровки почтовых открыток.
Если после прочтения этого текста у Вас возникло желание оказать содействие проекту, то на сайте «Пишу тебе» в разделе «Стать волонтером» Вы можете присоединиться к нам.
А пока вступайте в telegram-сообщество проекта «Пишу тебе» и следите за новостями.