Мы оттолкнулись от предположения, что активная деятельность феминистского сообщества и внимание общественности к проблеме гендерного неравенства должны были изменить ситуацию в киноиндустрии в части дискриминации женщин. Наша гипотеза состояла в том, что количество упоминаний женщин-режиссеров в СМИ должно было значительно возрасти в последние несколько лет.

Что мы считали

Вначале мы рассмотрели статистику запросов по словосочетанию female director с помощью Google Trends. График показывает, что интерес к этому запросу вырос вдвое за десять лет. Также мы решили проанализировать наиболее явные пиковые точки этого графика (спойлер: они все связаны с церемонией «Оскар»).

Чтобы выяснить, как менялась частота упоминаний режиссеров определенного гендера в статьях, мы собрали датасет из текстов известных англоязычных киножурналов The Hollywood Reporter, Variety и Deadline, а также составили список имен женщин-режиссеров и мужчин-режиссеров, упоминания которых мы проследили в текстах статей.

Данные, с которыми мы работали, ограничены снизу 2011 годом — за более ранние периоды часть текстов недоступна в цифровой форме. В результате мы взяли временной промежуток с 2011 по 2018 год. Так как Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной-режиссером, получившей премию «Оскар» за лучший фильм, в 2010-м, именно в период с 2011 мы ожидали увидеть рост доли упоминаний женщин в киножурналах.

Доля упоминания женщин увеличилась в 1.5 раза
Доля упоминания женщин увеличилась в 2.1 раза
Доля упоминания женщин увеличилась в 1.5 раза

При работе над графиками мы столкнулись с проблемой: в первой пятерке самых популярных женщин-режиссеров оказались Анджелина Джоли, Натали Портман и Дженнифер Энистон, а в лист мужчин-режиссеров просочились, к примеру, Том Хэнкс и Джонни Депп. Все они действительно выступали в роли режиссеров, но известны, конечно же, как актеры. Чтобы исключить из «режиссерских» списков имена популярных кинозвезд, известных, главным образом, благодаря своей актерской работе, а не режиссерской деятельности, и искажающих реальную картину популярности «настоящих» режиссеров, мы вручную просмотрели эти списки. Это была немного нудная работа, потому что довольно существенную часть этих имён мы не знали.

Хотя графики демонстрируют, что с 2011 года частота упоминаний женщин-режиссеров действительно увеличилась, их общий процент до сих пор остается небольшим по сравнению с частотой упоминаний мужчин-режиссеров. Так что проблема гендерного неравенства в индустрии по-прежнему актуальна.

Если посмотреть на топ-10 мужчин и женщин в режиссерской профессии, можно увидеть, что даже Кэтрин Бигелоу, самая популярная на сегодняшний день женщина-режиссер, упоминается в СМИ почти в 3-4 раза реже (зависит от издания), чем Стивен Спилберг.

Подробную информацию по топам в каждом издании вы можете посмотреть на странице исследования на GitHub

Также мы подготовили интерактивный график, где можно посмотреть «режиссера месяца»: при наведении на конкретный месяц определенного года вы увидите имя режиссера-мужчины и режиссера-женщины, о которых СМИ писали больше всего в этот временной период.

Так как гипотеза о повышении «видимости» режиссеров-женщин в медиа не подтвердилась, и в процентном отношении увеличение количества упоминаний женщин-режиссеров было незначительным, мы решили поискать примеры похожих исследований в других областях, чтобы сравнить их с результатами этого исследования. Мы нашли исследование She Said more о влиянии женщин на процессы в креативных индустриях. Исследователи собрали корпус статей The Guardian о моде, театре, журналистике, литературе и видеоиграх и проследили, насколько часто присутствие женщин в этих текстах. Если в фешн-индустрии наблюдается гендерное равенство, то в статьях о других сферах женщины до сих пор упоминаются лишь в ~30-40% случаев.

Источники

  1. Женщины-режиссеры в СМИ
  2. She Said More. Measuring gender imbalances in reporting on the creative industries