Не успели исследования памяти толком институционализироваться на российской почве, как на смену им приходят исследования цифровой памяти.

Memory studies — это междисциплинарное направление в гуманитарном знании. Объектом его изучения является коллективная память, то есть коллективные представления людей об их истории и культуре и общие воспоминания, консолидирующие социальные группы. Каждый из нас участвует в каких-либо практиках бесконечной коммеморации: зажигает свечи в знак скорби, вывешивает флаг страны или вида вооружённых сил в определённые дни календаря, возлагает цветы к подножиям мемориалов, фотографируется у памятников или просто посещает музеи и смотрит кино — музеи и кинематограф тоже являются инструментами конструирования и поддержания коллективной памяти.

С появлением в нашей жизни цифровой составляющей, многие из практик коммеморации перетекли в интернет: теперь мы делаем всё то же самое, только в социальных сетях. Интересно, что существует дисциплина под названием digital memory studies, которая, казалось бы, должна быть memory studies, только digital, и заниматься как раз интересующим нас вопросом — цифровой коллективной памятью. Однако фокус у этого направления исследований другой: digital memory studies задаются вопросами о связанной с человеком информации, существующей в цифровой среде. Какой цифровой след оставляет каждый из нас? Должен ли интернет хранить личную информацию о нас вечно? Имеем ли мы право попросить поисковые системы удалить неактуальную или неудобную для нас информацию? Что происходит с нашей цифровой жизнью после реальной смерти? Последняя тема особенно популярна у исследователей цифровой памяти и вылилась в целый ряд публикаций о digital afterlife — цифровой загробной жизни.

Digital memory studies — это скорее об индивидуальном, а не коллективном, и больше о digital, чем о memory. Мы же продолжим разговор о коллективной памяти, только цифровой.

«Скорбят деточка на кладбище»

Цифровые средства предоставили людям до этого невиданные возможности: публично показывать не только свою личную скорбь, но и скорбь по трагедиям, которые произошли далеко и не коснулись никого из близких. Самый популярный способ выразить соболезнования и показать свою сопричастность к общему горю — это фотография свечи. Её могут выставить в отдельном посте, временно поставить в качестве аватара или обложки на личной странице.

Этот способ выражения скорби часто критикуется. Так, президент Украины Владимир Зеленский и его пресс-секретарь Юлия Мендель поставили свечи на обложки своих страниц в Facebook после крушения Boeing-737 «Международных авиалиний Украины» под Тегераном 8 января 2020 г., когда погибло 176 человек. В ответ на это действие пользователями соцсети было высказано замечание о неуместности фотографии с улыбкой в таком контексте, и вскоре Зеленский заменил аватар на другой, где у него более серьёзное выражение лица. Также было отмечено, что при просмотре с телефона, свеча как будто вырастает прямо из головы человека, что тоже не способствует поддержанию скорбного настроения.

Скриншоты личных страниц в Facebook президента Украины Владимира Зеленского и его пресс-секретаря Юлии Мендель после крушения Boeing-737 «Международных авиалиний Украины» под Тегераном 8 января 2020 г. Источник: Depo UA

Дизайнера Данилу No Name свечи в Интернете раздражают уже давно. Ещё в ноябре 2018 г. он выпустили лендинг под названием «Траур BUNDLE (4K) SMM pack», где «продаёт» наборы для скорби: изображения свечей различного размера и цвета в хорошем качестве для постов и аватарок.

Лендинг «Траур BUNDLE (4K) SMM pack» от Данила No Name

Другим способом публично выразить свою скорбь являются специальные тематические посты, где в качестве иллюстрации используются не свечи, а что-то, что имеет отношение к событию или соответствует по настроению. Например, после пожара в Соборе Парижской Богоматери 15 апреля 2019 г. многие стали выкладывать свои архивные фотографии с этим памятником архитектуры, а убийство афроамериканца Джорджа Флоя белым полицейским в Миннеаполисе, США, 25 мая 2020 г., запустило новую волну постов под лозунгом «Black lives matter». Одним из тех, кто сделал такой пост скорби после последнего события, стал популярный канадский певец Джастин Бибер: в своём аккаунте в Instagram он опубликовал фотографию, где сидит на крыше и смотрит вдаль, и подписал её отсылкой к вышеупомянутому лозунгу, присоединившись таким образом к активистам движения по борьбе с расовой дискриминацией.

Пост Джастина Бибера в Instagram, посвящённый убийству афроамериканца Джорджа Флоя белым полицейским 25.05.2020 г.

Присутствие на переднем плане фотографии матерного слова, написанного по-русски, привело в комментарии тысячи русскоязычных пользователей. Большинство из них просто смеялось над фотографией, но некоторые пустились в рассуждение о том, можно ли подобным образом выражать свои горькие чувства по поводу случившегося: «Где скорбят? В инстаграме? Серьёзно?! Скорбят деточка на кладбище, скорбят рядом с теми, кого это боль задела, а инстаграм — это не место,не находишь?!» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Скриншот комментария под постом Джастина Бибера, посвящённым убийству афроамериканца Джорджа Флоя белым полицейским.

Все флаги в гости будут к нам

Скорбеть в сети можно не только с помощью свечей и специальных постов. После терактов в Париже 13 ноября 2015 г., когда погибло 130 человек, Facebook предложил пользователям соцсети использовать для аватара фильтр в виде французского флага и таким образом выразить свою солидарность с болью Франции. Первым примерил фильтр владелец Facebook Марк Цукерберг и тут же получил комментарии о том, что несправедливо так избирательно относиться к объекту скорби. Когда фильтр распространился по российскому сегменту Facebook, появились комментарии о том, что было бы неплохо делать что-то подобное и в знак памяти о жертвах терактов в других странах, например, в России: за 2 недели до трагедии во Франции, 31 октября 2015 г., в небе над Египтом потерпел крушение российский самолёт А321, причина — теракт, погибло 224 человека.

Коллаж с аватарами из Facebook, где использован фильтр в виде французского флага после терактов 13 ноября 2015 г. Источник: Forum Daily.

В результате этих дискуссий Facebook оставил идею с флагами-фильтрами для выражения скорби несмотря на то, что французским воспользовались более 120 миллионов человек. Однако сама идея выражения причастности к чему-либо через добавление символических элементов на фотографию профиля осталась. В декабре 2016 г. Facebook запустил инструмент Frame Studio, где каждый пользователь соцсети может создать свою собственную рамку для фото, которая после одобрения будет доступна всем желающим. Сейчас при клике на свою фотографию можно увидеть рамки, которые Facebook рекомендует на основании анализа информации о вас: о геолокации, ваших интересах и социальных связях. Так, в мае 2020 г. среди рекомендованных рамок можно было встретить «мак памяти» (украинский символ Дня победы над нацизмом) от Украинского института национальной памяти, а также от белорусского магазина Symbal.by, продающего символику Белорусской народной республики; несколько рамок ко Дню восстановления независимости Литвы от партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы»; рамку к годовщине восстания в Варшавском гетто 19 апреля 1943 г. от Музея истории польских евреев POLIN и др.

Использовали эту функцию Facebook и официальные кампании по празднованию вековых юбилеев некоторых стран Европы: в 2017 г. — Финляндии, в 2018 г. — Латвии, Литвы и Эстонии. Эстонская кампания, помимо рамки в Facebook, сделала и свой инструмент для создания праздничного логотипа: можно было загрузить фотографию в специальное окно на сайте и получить изображение в форме числа 100, которое затем использовать в соцсетях.

Инструмент для создания праздничного логотипа от кампании к 100-летию со дня образования Эстонской Республики.

Однако нельзя сказать, что рамочки для фотографий — это какая-то новая идея, ставшая возможной только благодаря функциям продвинутых социальных сетей. Ещё в 2012 г. умельцы предлагали всем желающим разместить на аватарке георгиевскую ленточку вручную, с помощью графических редакторов, а сайты, где можно найти поздравления на все случаи жизни, придумали простой сервис, где можно сделать это автоматически, выбрав один из шаблонов. На сайте же Коммунистической партии РФ рекламировали портал, позволяющий сделать себе аватар в виде нарисованного персонажа, похожего на вас, и добавить символику СССР, КПРФ и др. На данный момент этот сайт не работает.

Разные возможности добавить символику на аватар.

Не всегда про скорбь

Как можно увидеть из последних примеров, коммеморация вообще и коммеморация в сети в частности — это не всегда про скорбь и смерть. Очень часто подобным видом активности люди занимаются, пытаясь несколько материализовать своё чувство сопричастности к какой-либо социальной группе, например, национальной: рамочку с флагом на фотографию они ставят либо потому, что уже увидели её у друга, либо чтобы этот друг увидел и тоже поставил. Концепция воображаемых сообществ, представленная британском социологом Бенедиктом Андерсоном в 1983 г. в одноимённой книге, была дополнена эпохой Интернета: представители одной нации всё ещё не знают и не могут знать всех своих собратьев по нации, но многих из них теперь можно увидеть, листая ленту Facebook.

Источники

  1. Лендинг «Траур BUNDLE (4K) SMM pack» от Данила No Name;
  2. Праздник — это наше лицо: создание логотипа от Eesti Vabariik 100.