Читать нас в Telegram
IT-компании
Иллюстратор: Грета Исагулова

Отчёт о прозрачности (transparency report) раскрывает статистику о том, сколько раз за последнее полугодие органы государственной власти запрашивали у компании данные о пользователях, требовали удалить материалы или ограничить к ним доступ.

Прозрачность на Западе: Google, Twitter, Apple, Facebook…

Первой подобный отчёт опубликовала компания Google в 2010 году. Предпосылкой стал конфликт между интернет-гигантом и министерством юстиции США и последующая обеспокоенность нарушением конфиденциальности данных со стороны государства. В конце 2009 года Google публикует в корпоративном блоге заявление о приверженности открытости и через несколько месяцев обнародует первый отчет, охватывающий полугодичный период, и в последующем добавляет дополнительные разделы: данные по ограничению трафика, основания предъявляемых требований, долю выполнения запросов. К кампании по прозрачности присоединяются Twitter, Apple, Facebook и др.

Один из разделов Отчета о доступности сервисов и данных Google содержит сведения о запросах государственных органов на удаление контента, в том числе из России

В июне 2013 г. из-за разоблачений Эдварда Сноудена начинается новый этап в представлениях об открытости, в котором отражается повышенное внимание к данным и их возможному использованию со стороны государства. Общественность заявляет не только о необходимости отчетов о прозрачности среди компаний, но и о недостаточном качестве подобных публикаций

Непрозрачная Россия

Российские интернет-компании Яндекс и Mail.ru уже обвинялись в нераскрытии информации о взаимодействиями с органами власти. Наличие отчета улучшает положение компании в глазах пользователей. Сергей Говядинов из Стэнфордской Юридической Школы, изучив практики прозрачности и удаления Twitter, Google и Facebook в России, отметил, что IT-гиганты в заявлениях информормируют о рисках государственных ограничений контента в контексте снижения глобальной свободы интернета, которое фиксируется уже на протяжении девяти лет.

По данным программы Freedom on the Net 89% пользователей интернета находятся под наблюдением в связи внедрением государствами передовых программ наблюдений за социальными сетями

Первыми в России отчет о прозрачности опубликовал Habr. В заявлении авторы указали на недоверие со стороны ряда пользователей в связи с трансформациями сайта и сервисов. Решением этой проблемы стала публикация в 2018 году отчёта и появление нового раздела о взаимодействии с госорганами и его постоянная актуализация.

В 2020 году к кампании по прозрачности присоединился Пикабу, также заявив, что цель подобных заявлений — это «демонстрация широкой публики открытость организации» и выполнение запросов собственных пользователей портала.

Что мы узнали про Яндекс

Заявление Яндекса начинается с тезиса о том, что компания «регулярно получает запросы от органов государственной власти» и не смотря ни на что вынуждена на них отвечать из-за действующего законодательства, однако не указано, что компания заинтересована в открытости этих данных и желает выстроить доверительное взаимодействие с пользователями путём раскрытия подобных практик.

Количество запросов к Яндексу, касающихся раскрытия пользовательских данных

Отчет о прозрачности — это не просто отчёт о запросах данных пользователей, это широкий спектр практик взаимодействия с госорганами. У компаний нет единых стандартов раскрытия информации, это видно даже на примере российских отчетов: Яндекс сделал разбивку по сервисам, Хабр и Пикабу выделили заявителей (в лице МВД, Роскомнадзора и др.), а также сами требования (запрос информации о пользователе, исключение из результатов поиска, запрос о представлении пояснений).

Часто хотелось бы также видеть количество элементов, на которые направлены запросы, и количество затрагиваемых пользователей. Например, в отчете Google за вторую половину 2019 года со стороны России было 258 запроса, однако касались 463 аккаунтов — один запрос содержал несколько аккаунтов.

Количество запросов к Хабру и Пикабу от российских госорганов

Благодаря публикации отчетов о прозрачности виден масштаб взаимодействия частных компаний и государства, тенденции в работе правоохранительных и государственных органов. Возможности компаний и сервисов в публикациях отчётов дополнительно ограничены национальным законодательством, которое в случае чего может быть ужесточено.

В интересах гражданского общества и академических сообществ — требовать послабление условий публикации запросов. Например, через законных представителей в парламенте или через сбор подписей и формирование инициативных групп. Построение прозрачного и открытого общества требует усилий как компаний, так и самих пользователей.

Источники