Сайт TV Tropes

TVtropes.org — сайт, устроенный по принципу Википедии. Центром внимания сайта являются тропы. Тропы — это повествовательные схемы, ментальные конструкции, которые обнаруживаются в разных видах творческих произведений (игры, фильмы, сериалы и прочее). Это простой способ описания узнаваемых ситуаций, «кирпичики», составляющие повествование. Помимо самих тропов, сайт содержит описания произведений и их составляющих элементов: персонажей, локаций, временных периодов, которые, в свою очередь, могут быть компонентами тропов. Изучение тропов и произведений как целого пласта культуры может выявить скрытые, но вездесущие мыслительные схемы.

Ключевой характеристикой тропа является узнаваемость некоторым кругом не связанных друг с другом людей — то есть информация об одной схеме получена имплицитно. Тогда мы можем говорить, что такой элемент действительно существует. Названия, конечно, условны, часто используется игра слов. По функционалу они похожи на заголовки статей — основная содержательная часть заключена в них самих.

Наверное, одним из самых узнаваемых, и при этом легко поддающимся описанию, является Cliffhanger (дословно: «повисший на обрыве») — напряженная драматическая ситуация, в которой оказывается персонаж в конце повествовательного эпизода (конец главы книги, конец серии сериала). Что будет дальше? Сможет ли он выбраться из этой ситуации? Об этом узнаете в следующей серии.

Plague Inc.

Есть множество возможностей выделить интересную информацию из описания тропов. Довольно интересной кажется возможность увидеть опосредованную связь произведений через составляющие их повествовательные элементы.

В связи с коронавирусом резко выросла популярность не самой новой (2012) игры Plague Inc. Цель игры заключается в том, чтобы истребить или поработить человечество, управляя смертельным патогеном. Игрок призван наделять патоген новыми симптомами и способами передачи. В данном случае обычные сюжетные роли перевернуты — злодей является протагонистом.

Один из многих однотипных отзывов на страничке игры в стиме

В последнее время стало появляться много шуток, связывающих игру и пандемию коронавируса. Повествовательные схемы (некоторые являются уникальными для игры) переносятся с вымысла на реальность, за счет чего достигается юмористический эффект. По сути это обычный метафорический перенос. Кажется, что между повествовательными и не повествовательными схемами не так уж просто провести четкую границу.

В ходе игры Гренландия часто оказывается последней незараженной страной из-за своей изолированности

Можно сказать, что способ мышления формируется и модифицируется повествовательными схемами. Люди начинают думать в терминах игры. Такое «массовое сознание», возможно, вызвано распространением доступа к интернету, и как следствие, значительным ростом объема информации, воспринимаемой каждым человеком.

Процесс анализа

Интересно посмотреть, какие именно тропы объединяют Plague Inc. — и другие произведения, сюжет которых построен вокруг эпидемий. Как это сделать? Конечно, можно вручную подбирать тропы и записывать совпадающие, но быстрее использовать сетевой анализ.

Со страниц нескольких произведений были собраны списки тропов, входящих в них с помощью библиотеки BeautifulSoup для Python. Для хранения и визуализации информации использовалась база данных Neo4j.

Neo4j — это нереляционная база данных, основанная на графах. Основной особенностью является сфокусированность не только на данных, но и на связях между ними. Грубо говоря, одновременно хранятся не только записи данных, но и записи связей. Как следствие, скорость обработки запросов, связывающих разные сущности, выше, чем в реляционных БД (где это называется JOIN). Также Neo4j предоставляет удобный графический интерфейс для анализа данных.

… а еще получившаяся сеть похожа на сам вирус

Графический интерфейс предоставляет наглядное отображение элементов, являющихся общими для нескольких произведений. Кроме того, язык запросов Cypher даёт возможность формировать запросы в интуитивно понятном виде: в нём стрелочки означают ребро графа и его направление, выражения в скобках — узлы и их свойства. Например, MATCH (a:Work)-[:REFERENCE]->(t:Trope)<-[:REFERENCE]-(b:Work) RETURN a, b, t используется для поиска тропов, на которые ссылается два произведения, где a, b, t — короткие алиасы* для сущностей (узлов), а :Work, :Trope, :REFERENCE — ярлыки узлов и ребер графа (для их обозначения используется двоеточие, названия условны).

С чем мы сравнивали Plague Inc.

Очевидным примером для сравнения является настольная игра Pandemic, которая в определенном смысле пародируется Plague Inc. Также для сравнения использовались фильмы Contagion и 28 Days Later, которые имеют схожую тематику, и видео игра Left 4 Dead, в определенной степени вдохновленная вторым фильмом, которая, наверное, является несколько более экстремальным примером. И, в качестве бонуса, мы выбрали и изучили один конкретный троп — Zombie Apocalypse.

Выводим все произведения и тропы, на которые ссылается хотя бы по 2 произведения и получаем когнитивную карту данной тематики. Все выведенные тропы опосредованно связаны друг с другом.

Общие ссылки для фильмов позволяют оценить их примерное содержание и выделить общие сюжетные элементы. Так, присутствие в них общего тропа Synthetic Plague говорит о том что в обоих фильмах фигурирует созданная человеком болезнь, а тропа Artistic License — Biology — что присутствуют допущения и упрощения в биологии. Другие тропы, которые оказались общими для нескольких произведений «эпидемической тематики»:

  • Ripped From The Headlines («Сюжет стащили из новостей») .
    Где встречается: Contagion, Plague Inc., 28 Days Later
    Здесь довольно любопытно то, что описание тропа несколько уже его фактического применения. Название и примеры передают больше информации, чем описание. Вкратце: общая канва истории основана на реальных событиях с некоторыми изменениями. Кроме того в Plague Inc. регулярно добавляют новые новости с отсылками, что делает структуру сложнее.
  • Nice Job Breaking It, Hero! («Отличная работа, ты все сломал!»)
    Где встречается: 28 Days Later, Pandemic
    Опять же из названия понятна основная идея: герои своими героическими действиями делают все только хуже.
  • Spreading Disaster Map Graphic (Карта распространения вируса)
    Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
    Карта с распространением вируса — прямо как в новостях
  • Zombie Apocalypse (Зомби-апокалипсис)
    Где встречается: Plague Inc., Pandemic, Left 4 Dead
    По-разному реализуется в каждой игре
  • The Virus, The Immune
    Где встречается: Left 4 Dead, Plague Inc., 28 Days Later
    Опасный вирус, часть людей оказывается невосприимчивой по загадочной причине (или одновременно являются переносчиками)
  • Patient Zero (Нулевой пациент)
    Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
    Первый зараженный может быть ключом к вакцине
  • The Plague (чума или вообще эпидемия)
    Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
    Все понятно: чума, эпидемия, моровое поветрие… Классика с библейских времен
  • Technically Living Zombie (Зомби технически являются живыми, а не мертвецами)
    Где присутствует: Left 4 Dead, Plague Inc., 28 Days Later
    «Зомби» могут быть просто зараженными людьми (например, бешенством, как в 28 days и Left 4 Dead)
  • Oh, Crap! («О, чёрт!»)
    Где присутствует: Plague Inc., Contagion, 28 Days Later, Left 4 Dead
    Момент осознания всего ужаса ситуации. Как говорится, «вы находитесь здесь»
  • Apocalypse How (Игра слов: Apocalypse Now — Апокалипсис Сегодня, Apocalypse How можно перевести как «Какой способ конца света вы выберете?»)
    Где присутствует: Plague Inc., 28 Days Later, Contagion
    Особенности апокалипсиса в мире произведения
  • Hero Antagonist (герой-антагонист) — интересный троп в Plague Inc. Сравнительно необычно для антагониста быть героем. Кажется, именно эта особенность повлияла на современный интернет-фольклор: люди шутят о том, как следует вирусу «себя вести», чтобы победить и уничтожить человечество.

Анализируя тропы сетевым методом, можно быстро получить, во-первых, достаточно полное представление о самом произведении и, во-вторых, понять что его объединяет с другими: сразу видно общие детали сюжета или сеттинга. Это эффективный метод анализа контента. Можно смотреть и в обратном направлении, если интересно узнать, где встречается определенный элемент и с чем он связан.

Говоря о рассмотренной тематике, можно заметить, что, похоже, в представлении людей о реальном вирусе есть некоторые параллели с фильмами про зомби-апокалипсис, что подтверждает и эмпирический опыт. Life imitates art?

Узнать больше

* Алиас — условное название, которые для удобства и краткости используется как ссылка на элемент запроса.