Сайт TV Tropes
TVtropes.org — сайт, устроенный по принципу Википедии. Центром внимания сайта являются тропы. Тропы — это повествовательные схемы, ментальные конструкции, которые обнаруживаются в разных видах творческих произведений (игры, фильмы, сериалы и прочее). Это простой способ описания узнаваемых ситуаций, «кирпичики», составляющие повествование. Помимо самих тропов, сайт содержит описания произведений и их составляющих элементов: персонажей, локаций, временных периодов, которые, в свою очередь, могут быть компонентами тропов. Изучение тропов и произведений как целого пласта культуры может выявить скрытые, но вездесущие мыслительные схемы.
Ключевой характеристикой тропа является узнаваемость некоторым кругом не связанных друг с другом людей — то есть информация об одной схеме получена имплицитно. Тогда мы можем говорить, что такой элемент действительно существует. Названия, конечно, условны, часто используется игра слов. По функционалу они похожи на заголовки статей — основная содержательная часть заключена в них самих.
Наверное, одним из самых узнаваемых, и при этом легко поддающимся описанию, является Cliffhanger (дословно: «повисший на обрыве») — напряженная драматическая ситуация, в которой оказывается персонаж в конце повествовательного эпизода (конец главы книги, конец серии сериала). Что будет дальше? Сможет ли он выбраться из этой ситуации? Об этом узнаете в следующей серии.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image1-6-1024x512.jpg)
Plague Inc.
Есть множество возможностей выделить интересную информацию из описания тропов. Довольно интересной кажется возможность увидеть опосредованную связь произведений через составляющие их повествовательные элементы.
В связи с коронавирусом резко выросла популярность не самой новой (2012) игры Plague Inc. Цель игры заключается в том, чтобы истребить или поработить человечество, управляя смертельным патогеном. Игрок призван наделять патоген новыми симптомами и способами передачи. В данном случае обычные сюжетные роли перевернуты — злодей является протагонистом.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image5-4.jpg)
В последнее время стало появляться много шуток, связывающих игру и пандемию коронавируса. Повествовательные схемы (некоторые являются уникальными для игры) переносятся с вымысла на реальность, за счет чего достигается юмористический эффект. По сути это обычный метафорический перенос. Кажется, что между повествовательными и не повествовательными схемами не так уж просто провести четкую границу.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image6-4.jpg)
Можно сказать, что способ мышления формируется и модифицируется повествовательными схемами. Люди начинают думать в терминах игры. Такое «массовое сознание», возможно, вызвано распространением доступа к интернету, и как следствие, значительным ростом объема информации, воспринимаемой каждым человеком.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image2-9.jpg)
Процесс анализа
Интересно посмотреть, какие именно тропы объединяют Plague Inc. — и другие произведения, сюжет которых построен вокруг эпидемий. Как это сделать? Конечно, можно вручную подбирать тропы и записывать совпадающие, но быстрее использовать сетевой анализ.
Со страниц нескольких произведений были собраны списки тропов, входящих в них с помощью библиотеки BeautifulSoup для Python. Для хранения и визуализации информации использовалась база данных Neo4j.
Neo4j — это нереляционная база данных, основанная на графах. Основной особенностью является сфокусированность не только на данных, но и на связях между ними. Грубо говоря, одновременно хранятся не только записи данных, но и записи связей. Как следствие, скорость обработки запросов, связывающих разные сущности, выше, чем в реляционных БД (где это называется JOIN). Также Neo4j предоставляет удобный графический интерфейс для анализа данных.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image8-2-1024x512.jpg)
Графический интерфейс предоставляет наглядное отображение элементов, являющихся общими для нескольких произведений. Кроме того, язык запросов Cypher даёт возможность формировать запросы в интуитивно понятном виде: в нём стрелочки означают ребро графа и его направление, выражения в скобках — узлы и их свойства. Например, MATCH (a:Work)-[:REFERENCE]->(t:Trope)<-[:REFERENCE]-(b:Work) RETURN a, b, t используется для поиска тропов, на которые ссылается два произведения, где a, b, t — короткие алиасы* для сущностей (узлов), а :Work, :Trope, :REFERENCE — ярлыки узлов и ребер графа (для их обозначения используется двоеточие, названия условны).
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image4-3-1024x512.jpg)
С чем мы сравнивали Plague Inc.
Очевидным примером для сравнения является настольная игра Pandemic, которая в определенном смысле пародируется Plague Inc. Также для сравнения использовались фильмы Contagion и 28 Days Later, которые имеют схожую тематику, и видео игра Left 4 Dead, в определенной степени вдохновленная вторым фильмом, которая, наверное, является несколько более экстремальным примером. И, в качестве бонуса, мы выбрали и изучили один конкретный троп — Zombie Apocalypse.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image7-2.jpg)
Выводим все произведения и тропы, на которые ссылается хотя бы по 2 произведения и получаем когнитивную карту данной тематики. Все выведенные тропы опосредованно связаны друг с другом.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/03/image3-6-1024x512.jpg)
Общие ссылки для фильмов позволяют оценить их примерное содержание и выделить общие сюжетные элементы. Так, присутствие в них общего тропа Synthetic Plague говорит о том что в обоих фильмах фигурирует созданная человеком болезнь, а тропа Artistic License — Biology — что присутствуют допущения и упрощения в биологии. Другие тропы, которые оказались общими для нескольких произведений «эпидемической тематики»:
- Ripped From The Headlines («Сюжет стащили из новостей») .
Где встречается: Contagion, Plague Inc., 28 Days Later
Здесь довольно любопытно то, что описание тропа несколько уже его фактического применения. Название и примеры передают больше информации, чем описание. Вкратце: общая канва истории основана на реальных событиях с некоторыми изменениями. Кроме того в Plague Inc. регулярно добавляют новые новости с отсылками, что делает структуру сложнее. - Nice Job Breaking It, Hero! («Отличная работа, ты все сломал!»)
Где встречается: 28 Days Later, Pandemic
Опять же из названия понятна основная идея: герои своими героическими действиями делают все только хуже. - Spreading Disaster Map Graphic (Карта распространения вируса)
Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
Карта с распространением вируса — прямо как в новостях - Zombie Apocalypse (Зомби-апокалипсис)
Где встречается: Plague Inc., Pandemic, Left 4 Dead
По-разному реализуется в каждой игре - The Virus, The Immune
Где встречается: Left 4 Dead, Plague Inc., 28 Days Later
Опасный вирус, часть людей оказывается невосприимчивой по загадочной причине (или одновременно являются переносчиками) - Patient Zero (Нулевой пациент)
Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
Первый зараженный может быть ключом к вакцине - The Plague (чума или вообще эпидемия)
Где встречается: Plague Inc., Contagion, Pandemic
Все понятно: чума, эпидемия, моровое поветрие… Классика с библейских времен - Technically Living Zombie (Зомби технически являются живыми, а не мертвецами)
Где присутствует: Left 4 Dead, Plague Inc., 28 Days Later
«Зомби» могут быть просто зараженными людьми (например, бешенством, как в 28 days и Left 4 Dead) - Oh, Crap! («О, чёрт!»)
Где присутствует: Plague Inc., Contagion, 28 Days Later, Left 4 Dead
Момент осознания всего ужаса ситуации. Как говорится, «вы находитесь здесь» - Apocalypse How (Игра слов: Apocalypse Now — Апокалипсис Сегодня, Apocalypse How можно перевести как «Какой способ конца света вы выберете?»)
Где присутствует: Plague Inc., 28 Days Later, Contagion
Особенности апокалипсиса в мире произведения - Hero Antagonist (герой-антагонист) — интересный троп в Plague Inc. Сравнительно необычно для антагониста быть героем. Кажется, именно эта особенность повлияла на современный интернет-фольклор: люди шутят о том, как следует вирусу «себя вести», чтобы победить и уничтожить человечество.
Анализируя тропы сетевым методом, можно быстро получить, во-первых, достаточно полное представление о самом произведении и, во-вторых, понять что его объединяет с другими: сразу видно общие детали сюжета или сеттинга. Это эффективный метод анализа контента. Можно смотреть и в обратном направлении, если интересно узнать, где встречается определенный элемент и с чем он связан.
Говоря о рассмотренной тематике, можно заметить, что, похоже, в представлении людей о реальном вирусе есть некоторые параллели с фильмами про зомби-апокалипсис, что подтверждает и эмпирический опыт. Life imitates art?
Узнать больше
* Алиас — условное название, которые для удобства и краткости используется как ссылка на элемент запроса.
- TV Tropes
- Ответвления, появившиеся из-за разногласий в лицензировании контента: All The Tropes и версия на fandom.com
- Как метафоры, что в контексте статьи практически равнозначно тропам, используются для формирования публичного мнения: George Lakoff Metaphor and War
- База данных Neo4j
- Официальный сайт Plague Inc.
- Эпидемия коронавируса в Китае принесла сверхприбыль создателям Plague Inc.