WWW вместо СССР: 30 лет спустя

Специальный проект интернет-издания “Системный Блокъ” и образовательной программы по политологии PolitIQ о том, как технологии влияли на общественные процессы с 1991 по 2021 гг.

В этом году ровно 30 лет с момента распада СССР. Чаще всего, анализируя события 1991 года и последующие изменения, говорят о геополитике, вспоминают реформы, перевороты и военные операции. Мы решили посмотреть на известные и не очень события 30 лет спустя с точки зрения информационных технологий и рассказать на примерах о том, как интернет-конференции, соцсети и мобильные игры уже повлияли и влияют прямо сейчас на общественно-политические процессы.

Команда проекта отобрала события, разбила их по темам (технологическое изобретение, государственные события и мероприятия, воздействие технологий на общественные процессы), разнесла их на три таймлайна (для удобства) и снабдила комментариями экспертов и ученых.

Жмите на коллаж, чтобы увидеть таймлайн.

1991-2000
2001-2010
2011-2021

Как технологии повлияли на общественно-политические процессы за последние 30 лет?

“Интернета в СССР не было, а в России и других постсоветских странах он появился. Мы не знаем, был ли бы интернет таким как мы его знаем, продержись Советский Союз ещё лет 10, 20 или 30. Но мы точно знаем, что сетевое общение стало  для людей важным способом поддерживать связь. Во-первых, с теми, кто говорит с ними на одном языке: например, русском или армянском, вне зависимости от того, где оказались носители языка в начале 1990-х годов. Во-вторых, важна была и международная связь между университетами или банками. Это было так же важно в начале существования Глобальной Сети Интернет (30 лет назад это высокопарное название звучало куда уместнее, чем сегодня). Интернет оказался мостом в разные стороны, и до сих пор работает на объединение разных групп. И кстати, на разъединение тоже”.

Полина Колозариди, к.социол.н., доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

“Учитывая ту скорость, с которой человечество, вооружившись новыми технологиями, производит информацию, неудивительно, что общественно-политические процессы, говоря популярным языком, “ускорились”, усложнились, интенсифицировались за это время. Оценивать это воздействие, безусловно, можно по-разному, но информационные технологии совершенно точно не виноваты ни в алармизме одних спикеров, которым за каждым углом мерещится чипизация, ни в идеализме других экспертов, считающих, что с социальными сетями к нам неизбежно придет свобода. Жизнь изменилась, политика изменилась, требования к участникам процесса принятия решений изменились. По этому поводу можно, конечно, горевать, расчесывая застарелые ностальгические болячки. Но зачем?”

Кирилл Телин, к.полит.н., доцент кафедры государственной политики МГУ, координатор магистерской программы PolitIQ “Государственная политика в постсоветских странах”

“За последние 30 лет произошел коренной перелом в системе распространения информации: у СМИ пропала монополия. С появлением и развитием социальных медиа практически каждый человек может стать ньюсмейкером. Количество информации уже больше не является проблемой. Большую часть времени мы тратим не на поиск информации, а на ее верификацию и оценку – является ли она достоверной?”.

Александра Терентьева, начальник отдела по работе с соцмедиа, ПАО “Северсталь”

“За 30 лет социальная ткань человеческого общества стала крепче. Мы научились доверять свои жизни незнакомым людям на другой стороне земли — спасибо «airbnb», «booking» и «убер». Мир, пронизанный межконтинентальными зум-созвонами, стал совсем маленьким и не страшным. Общаться и сотрудничать в этом мире легче, а вот устраивать массовые репрессии — накладнее.

Многие непрозрачные вещи стали прозрачнее — от дворцов до тюрем. Ни одному диктатору XX века в страшном сне не могло присниться, что несогласные с ним смогут распространять информацию миллионными тиражами на его подданных. Что фото и видео из его застенков облетают земной шар в течение 10 минут. Что аэрофотосъемку его резиденции может сделать не вражеский самолет-разведчик, а обычный человек с дроном на батарейках — и с выходом в интернет.

Но есть и разочарование. Году в 2011-м наивно хотелось верить, что наличие децентрализованной медиасреды сделает авторитаризмы, держащиеся на телевизоре и полицейской дубинке, нежизнеспособными. К 2021-му все уже поняли, что это не так. Информационные технологии оказались таким же обоюдоострым орудием, как меч, письменность, автомат Калашникова и деление атомного ядра”.

Даниил Скоринкин, к.ф.н., доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, главный редактор издания “Системный Блокъ”

“В России говорили о построении нового государства, борьбе с коррупцией, административной и судебной реформе, но ничего довольно долго не происходило. В этой связи говорить про 30 лет развития сложно. По сути, всё началось, когда появились деньги: сначала не было денег ни на что из вышеперечисленного, страна выживала как могла, а потом не было, наверное, политической воли для серьёзных изменений. Что-то меняться начало в сторону прозрачности, открытости обществу с использованием новых технологий в 2008 году. Поэтому, по большому счёту, мы говорим про 13-15, а не 30 лет”.

Елена Панфилова, профессор Свободного университета и учредитель российского отделения Transparency International

“За последние 30 лет информационные технологии стремительно эволюционировали повсеместно, не только в нашей стране и на постсоветском пространстве. С точки зрения социологии здесь можно выделить несколько процессов, каждый из которых в чем-то сделал жизнь проще и в то же самое время усложнил. Подарив миру небывалую свободу распространения информации, технологии погрузили человека в бесконечный поток сообщений, в котором ему крайне сложно отличить правду от вымысла. Подарив невиданную степень свободы перемещения и выбора образа жизни, информационные технологии тут же умудрились поставить человека в ситуацию, когда информацию о нем постоянно собирает даже его собственный телефон. Предоставив возможность для общения с любым человеком в любой точке мира, информационные технологии минимизировали личное общение между людьми и практически полностью перевели его в бездушный онлайн. Сегодня перед человеком встаёт множество вопросов, которые даже в голову никому бы не пришли еще менее полувека назад”.

Дмитрий Руденкин, к.социол.н, доцент УрФУ

“Распространение информационных технологий сделало практически невозможным сокрытие фактов или проблем. Это повысило прозрачность, с одной стороны, а с другой, стало опасным оружием в руках тех, кто хочет воспользоваться доступом к умам тысяч людей в своих корыстных целях. Всем известны скандалы вокруг Cambridge Analitica или Facebook, которого обвиняли в том, что платформа наносит вред детям, разжигает рознь и ставит прибыль выше безопасности пользователей. А позитивный пример — это то, как власти стали включать в свою оценку эффективности удовлетворенность жителей услугами и инфраструктурой, и в некоторых случаях создают целые центры отслеживания негативных отзывов в социальных сетях, чтобы собирать информацию о проблемах и их устранять”.

Юлия Михайлова, директор по развитию системы управления репутацией и медиаанализа «СКАН-Интерфакс»

“Управление массовыми инфопотоками со стороны государства и крупных корпоративных игроков и достижение фактической управляемости социальной активностью населения путем использования соответствующих инструментов (включает приемы манипулирования и дезинформации, а равно защиту и охрану конфиденциальной информации для различных акторов) привело к формированию медиакратических политических режимов, принципиально изменивших стилистику отношений государства и общества”.

Александр Соловьев, д.полит.н., заведующий кафедрой политического анализа, профессор кафедры государственной политики МГУ

“С одной стороны, информационные технологии позволили сделать колоссальный шаг вперёд (прежде всего, если говорить о сфере услуг). В России наиболее удачным примером является внедрение информационно-коммуникационных технологий в банковской сфере при оказании услуг населению. В этом мы обогнали многие передовые страны. Кстати, в этом заключается одна из задач внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере услуг — убрать человеческий фактор. И это действительно помогает. Но ещё с советских времён и до сих пор внедрение технологий у нас идёт от центра на периферию, и не всегда до периферии доходит. С другой стороны, информационные технологии создали такие проблемы и угрозы, о которых никто не подозревал. Возникли новые виды мошенничества, пошёл поток фейковых новостей. Доступность любой информации, казалось бы, является благом, но о вопросе достоверности никто не задумался. На головы людей посыпалась масса непроверенной информации: и социальной, и политической. Профессионалы начинают искать пути, как отсеивать недостоверную информацию. А большинство людей не умеют оценивать информацию, и из-за этого идет разгул страстей очень низкого уровня, особенно в социальных сетях”.

Юлий Нисневич, д.полит.н., профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Команда проекта

    • Фото автора

      Илеана Эксара

      студент магистерской программы PolitIQ “Государственная политика в постсоветских странах” (совместная англоязычная программа МГУ и МГИМО)

    • Фото автора

      Татьяна Зашева

      студент магистерской программы PolitIQ “Государственная политика в постсоветских странах” (совместная англоязычная программа МГУ и МГИМО)

    • Фото автора

      Хесус Янис

      студент магистерской программы PolitIQ “Государственная политика в постсоветских странах” (совместная англоязычная программа МГУ и МГИМО)

    • Фото автора

      Алексей Уваров

      ассистент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ

    • Фото автора

      Ирина Дружинина

      автор рубрики “Общество” в интернет-издании “Системный Блокъ”

    • Фото автора

      Эвелина Григорьян

      автор рубрики “Общество” в интернет-издании “Системный Блокъ”

    • Фото автора

      Александра Моисеенко

      куратор рубрики “Общество” в интернет-издании “Системный Блокъ”

    • Фото автора

      Анастасия Лисицына

      веб-разработчик “Системного Блока”