Учебник на экране: как цифровое чтение становится нормой
Представим себе старшеклассника 2025 года: вместо потрепанного учебника по литературе он читает текст на смартфоне или планшете, иногда отвлекаясь на уведомления из соцсетей. Цифровые устройства стали привычной частью учебы, а электронные ресурсы — от учебников до онлайн-платформ — все чаще используются в образовании [1].
Эта тенденция характерна почти для всех стран: в США, например, в 2021 году около 9,4 млн студентов были записаны хотя бы на один онлайн-курс, а 4,4 млн учились исключительно онлайн [2]. В России, где еще жива память о некогда «самой читающей стране в мире», рынок образовательных технологий тоже растет [3], а значит, школьники все чаще читают Пушкина с экрана, а не в твердом переплете.
В этой статье под цифровыми образовательными ресурсами мы понимаем интерактивные материалы, включая мультимедийные статьи, а под цифровыми текстами — тексты на экране, статичные или с гиперссылками.
Но вот в чем сложность: цифровое чтение — это не просто текст на экране. Это новый способ взаимодействия с информацией, требующий умения ориентироваться в гиперссылках, фильтровать мультимедийный шум и не поддаваться соблазну открыть YouTube на середине параграфа. Гипертексты, видео и интерактивные элементы делают чтение увлекательным, но порой перегружают мозг, особенно у юных читателей [1]. И если образование все больше опирается на цифровые ресурсы, оно должно задаться вопросом: а умеем ли мы читать с экрана так же эффективно, как с бумаги? Без развития навыков осознанного чтения школьники рискуют воспринимать тексты поверхностно или вовсе не понимать его из-за скроллинга.
При этом проблема касается не только школ. В повседневной жизни мы все чаще потребляем информацию, будь то новости или книги, со смартфонов, где текст соседствует с рекламой и уведомлениями. Наоми Барон в книге Words Onscreen [4] показывает, что чтение с экрана поощряет поверхностное «сканирование» текста, когда мы бегло выхватываем ключевые слова, вместо того чтобы погружаться в содержание. Проведенные ею опросы студентов из США, Японии и Германии подтвердили: экраны часто отвлекают, мешая сосредоточенному чтению.
Об этом говорят и другие исследования: при чтении с экрана школьники прибегают к нелинейному чтению, то есть пролистывают текст, выхватывая ключевые слова [5]. Особую тревогу это вызывает при разговоре о младших школьниках, чьи навыки чтения только формируются. Если они привыкнут к фрагментарному восприятию, как они будут справляться с длинными текстами в дальнейшем?
Что наука говорит о чтении с экрана
Паника научпопа: правда ли, что экраны убивают культуру чтения?
Если верить научно-популярным книгам, экраны вот-вот погубят умение работать с текстом. Марианна Вулф в книге Reader, Come Home рисует мрачную картину: чтение в цифровом формате крадет способность к глубокому чтению, которое развивает эмпатию, критическое мышление и воображение [6]. Постоянное листание ленты в соцсетях формирует «скачущий ум», особенно у детей, которые вместо классики поглощают мемы. Вулф ссылается на результаты нейровизуализации. Так, чтение сложных текстов активизирует зоны мозга, связанные с эмпатией и анализом, чего почти не происходит при беглом просмотре текста.
Наоми Барон в Words Onscreen добавляет: цифровое чтение — это часто «одноразовое» потребление текста, когда мы скользим по поверхности, не вникая в детали [4]. Опросы студентов из США, Японии и Германии показали, что большинство предпочитают бумажные книги для серьезного чтения, так как экраны отвлекают уведомлениями и многозадачностью. Барон подчеркивает тактильную ценность бумаги: запах книги, шорох страниц и заметки на полях создают осязательную связь с текстом, которой нет у электронного аналога.
Звучит как приговор: экраны делают нас рассеянными, поверхностными и едва ли не более глупыми. Но так ли все мрачно или это ностальгия по библиотечной тишине и запаху старых книг?
Скорость, понимание, стратегии чтения: как экраны влияют на школьников
Научные исследования предлагают более взвешенный взгляд. Разберем цифровое чтение по четырем аспектам: скорость, глубина понимания, усталость и стратегии чтения.
Скорость чтения
Молодое поколение, выросшее с гаджетами, часто читает цифровые тексты быстрее, чем бумажные, за счет быстрого скроллинга, особенно если это короткие тексты (до 500 слов) [7]. Однако эта скорость нередко связана с поверхностным восприятием, когда школьники выхватывают ключевые слова, не вдумываясь в содержание [5]. Для длинных текстов (более 1000 слов) экран может замедлять чтение из-за прокрутки и мерцания [8]. Перед учителями встает задача развивать навыки медленного, вдумчивого чтения, чтобы преодолеть склонность к поверхностному скроллингу.
Глубина понимания
Мнения о влиянии экранов на понимание текста расходятся. Одно исследование показало, что школьники десятых классов лучше понимали бумажные тексты, особенно сложные, благодаря тактильным и пространственным ориентирам (например, воспоминание о том, на какой странице была информация или в каком помещении читался текст) [8]. Но результаты другого не продемонстрировали различий для коротких текстов (до 500 слов), особенно среди тех, кто привык к экранам [9]. Другое исследование подтверждает: школьники с цифровыми навыками справляются с тестами на экране не хуже, чем на бумаге, если задания достаточно просты [7].
Какой вывод можно сделать? Для легких текстов формат может быть менее важен, но вот для сложных бумага пока предпочтительнее. Экраны могут отвлекать и снижать глубину понимания, особенно если школьники не обучены фильтровать информацию [1].
Стратегии чтения
Цифровые тексты меняют и манеру чтения. Так, было выяснено, что школьники 7–9 классов используют нелинейные стратегии: пролистывают текст, оценивая релевантность по заголовкам, ищут ключевые слова через Ctrl+F и делают цифровые заметки [5]. Это ускоряет поиск нужной информации, но ведет к фрагментарному восприятию.

Стратегия поискового чтения с использованием автоматического поиска по тексту. Источник: [5]
При этом дети с цифровыми навыками лучше справляются с нелинейными текстами, но склонны к «баннерной слепоте» — игнорированию рекламы и вслед за ней полезных ссылок [7].
Недавнее исследование российских школьников [11] показало, что старшеклассники чаще используют стратегии, которые направлены на решение проблем, возникающих при чтении (перечитывание сложных фрагментов или даже всего текста), но редко прибегают к поддерживающим действиям, вроде заметок или выделения текста. А данные айтрекинга (метода отслеживания движений глаз) выявили, что ученики школ с меньшим акцентом на читательскую грамотность чаще возвращаются к тексту, что может указывать на поверхностное чтение.
Эти данные подчеркивают важность обучения школьников осознанным стратегиям чтения, которые минимизируют поверхностное восприятие.
Цифровое чтение в России: что мы еще не знаем
Многие исследования о цифровом чтении проводились за рубежом и фокусировались на школьниках, работающих с цифровыми устройствами, например, планшетами или стационарными компьютерами. Но русский язык — с особенностями синтаксиса и грамматики и культурным контекстом — это отчасти другая история. Как наши школьники читают цифровые тексты?
Спойлер: мы знаем мало. Исследования, проведенные под руководством заведующей лабораторией когнитивных и лингвистических исследований М. Ю. Лебедевой [1], [5], [11] — редкость, и их нужно больше. Кириллические тексты могут иначе влиять на когнитивные процессы, а культурные особенности и, возможно, отличающееся отношение к бумажным книгам добавляют определенную специфику.
Не менее важна и практическая сторона. Многие тесты проводятся на компьютерах, но данных о том, как этот формат влияет на результаты школьников, почти нет. В странах с высокой цифровизацией школьники лучше справляются с цифровыми тестами [7], но в России таких исследований мало. И это повод для новых проектов и исследований.
Учителям на заметку: как работать с электронными текстами
Цифровые тексты — это не враг, а инструмент, который нужно использовать с умом. Опираясь на исследования, можно выделить некоторые советы для учителей, чтобы сделать цифровое чтение эффективным.
Выбор формата под задачу
Для глубокого чтения сложных текстов (например, анализа литературы или подготовки к ЕГЭ) отдавайте предпочтение бумажным материалам. Исследования показывают, что бумага помогает лучше запоминать детали и структуру текста благодаря тактильным ориентирам [8].
Используйте цифровые тексты для задач, требующих поиска информации, работы с гиперссылками или интерактивности (например, изучение истории через мультимедийные статьи), поскольку интерактивные элементы повышают мотивацию школьников [1].
Развитие стратегий цифрового чтения
Учите школьников осознанному чтению с экрана. Объясните, как делать цифровые заметки, выделять ключевые фрагменты и возвращаться к ним для анализа, потому что часто школьники пропускают контекст, используя инструменты поиска конкретного слова [5].
Проводите упражнения на «глубокое чтение» цифровых текстов. Задавайте вопросы, которые требуют перечитывания или поиска связи между разделами, чтобы преодолеть склонность к поверхностному «сканированию» [4].
Обучайте школьников всех возрастов, особенно младших, осознанному чтению цифровых текстов. Например, выделять ключевые слова, составлять план текста или делать цифровые заметки.
Цифровая грамотность
Обучайте школьников фильтровать отвлекающие факторы: выключать уведомления, читать в полноэкранном режиме и избегать «баннерной слепоты».
Проводите уроки цифровой грамотности, где школьники учатся оценивать релевантность гиперссылок и использовать инструменты вроде поиска по ключевым словам с умом, не теряя контекста и целостности текста [5].
Тренируйте школьников работать с интерфейсом цифровых устройств: прокруткой, навигацией и таймингом. Эти навыки полезны не только для подготовки к цифровым тестам, но и для эффективного чтения в целом.
Технические аспекты
Убедитесь, что школьники используют подходящие устройства. Смартфоны не подходят для длинных текстов из-за маленького экрана и риска переутомления глаз [10]. Рекомендуйте планшеты или ноутбуки с высоким разрешением. Мониторы с антибликовым покрытием и высокой контрастностью снижают утомление глаз, особенно при длительном чтении.
Баланс экрана и бумаги
Не отказывайтесь полностью от бумажных учебников, особенно для младших школьников, у которых навыки чтения еще формируются. Чередуйте форматы. Например, используйте цифровые тексты для проектной работы, а бумажные — для вдумчивого чтения художественных текстов.
Что дальше: будущее цифрового чтения в школе
Цифровое чтение — это не приговор культуре чтения, а новый вызов, с которым мы учимся справляться. Экраны могут утомлять глаза и отвлекать уведомлениями, но молодежь, выросшая с гаджетами, уже читает электронные книги почти так же умело, как бумажные.
Исследования показывают: главное — не бояться технологий, а учить школьников использовать их с умом, фильтровать ссылки и глубоко анализировать информацию. Учителя, которые правильно организуют процесс обучения, смогут превратить цифровые тексты из ловушки в полезный инструмент.
Но это только начало. Компьютерные тесты и цифровое чтение становятся нормой, а исследований о них на русском языке все еще мало. Ученым и педагогам пора ответить на вопросы: как кириллические тексты влияют на восприятие? Как подготовить школьников к цифровым испытаниям? От быстрого и успешного ответа на них зависит и будущее образования.
Источники
- Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74-98.
- Bouchrika I. 66 Elearning Statistics: 2025 Data, Analysis & Predictions. URL: https://research.com/education/elearning-statistics (дата обращения: 21.04.2025).
- В 2024 году оборот рынка образовательных технологий в России вырос на 21% и составил 149 млрд руб. // РБК. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/15521/ (дата обращения: 21.04.2025).
- Baron N. S. Words Onscreen. The Fate of Reading in a Digital World. Oxford: Oxford University Press, 2015.
- Лебедева М.Ю. (2022) Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. С. 244–270. URL: https://vo.hse.ru/article/download/15807/15067/ (дата обращения: 21.04.2025).
- Wolf M. Reader Come Home: The Reading Brain in a Digital World. New York: HarperCollins, 2018.
- Grammatikopoulou E., Johansson S. & Rosén M. (2025): Paper-based and digital reading in 14 countries: exploring cross-country variation in mode effects, Educational Review. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00131911.2025.2452236 (дата обращения: 21.04.2025).
- Mangen A., Walgermo B., & Brønnick K. (2013). Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035512001127#section-cited-by (дата обращения: 21.04.2025).
- Chen D-W. & Catrambone R. (2015). Paper vs. Screen: Effects on Reading Comprehension, Metacognition, and Reader Behavior. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. URL: https://blogs.baruch.cuny.edu/eng3015spring2020/files/2020/01/paper-vs-screens-study.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
- Jeong H. (2012). A comparison of the influence of electronic books and paper books on reading comprehension, eye fatigue, and perception. Electronic Library, The. 30. 390-408. URL: https://www.twosides.info/wp-content/uploads/2018/05/Students_who_read_print_books_have_a_better_reading_comprehension_of_the_text_and_prefer_paper_books_over_e_books.pdf (дата обращения: 21.04.2025).
- Берлин Хенис А.А., Пучкова А.Н., Кащенко Е.С., Лебедева М.Ю. Метакогнитивные читательские стратегии: анализ глазодвигательного поведения и данных самоотчета российских школьников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 2. C. 15—31. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2024_n2/pse_2024_n2_Berlin-Khenis_et_al.pdf (дата обращения: 21.04.2025).