Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Женя Родикова

Немного истории

Первые свидетельства использования компьютерных технологий применительно к коллекциям культурного наследия относятся к 60-м годам XX века, когда появилась система Museum Computer Network (MCN), использовавшаяся для автоматизации регистрационных записей в некоторых музеях США [1]. В 70-х годах распространение получила система управления информацией Self Generating Master (SELGEM), разработанная в Смитсоновском институте [2]. Логическая запись вида SELGEM представляла собой сводку всей имеющейся информации о каком-либо единичном объекте: например, текстовой публикации или произведении искусства. 

Пример типичной записи в системе SELGEM
Источник: https://si-siris.blogspot.com/2016/07/selgem-logical-structure.html

В 1975 году археолог и разработчик первых музейных банков данных Роберт Чинхолл написал труд «Museum cataloging in the computer age». Все это, однако, больше напоминало каталогизацию в современных системах управления базами данных — и дальнейшего распространения такая практика не получила.

Книга Р. Чинхолла «Museum cataloging in the computer age»

Начало широкомасштабной оцифровки коллекций библиотек, архивов и музеев приходится на конец 90–х годов прошлого века, когда активно начал развивать интернет, стали широко доступными фотоаппараты, сканеры и персональные компьютеры.

Запускается множество крупных проектов по оцифровке единиц хранения музеев, библиотек, архивов, например:

  • American Memoryпроект по оцифровке, сохранение и предоставление общественности доступа к значимым историческим материалам, отражающим историю и культуру Соединенных Штатов. Запущен Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) в середине 1990–х.
  • International Dunhuang Project — проект по сохранению, каталогизации и оцифровке рукописей, печатных текстов, картин, текстиля и других артефактов из пещер Могао в городе Дуньхуан на западе Китая и различных других археологических памятников в восточной части Китая. Шелковый путь . Проект был основан Британской библиотекой в 1994 году.
  • Memory of the Netherlandsэто проект цифрового наследия, инициированный и поддерживаемый Королевской библиотекой Нидерландов (Koninklijke Bibliotheek). Проект стартовал в 1999 году.
  • The European Library — масштабный проект по объединению коллекций национальных библиотек и предоставлению централизованного доступа к ним. Стартовал в 2004 году, начиная с 2008 года стал главным плавно перетёк в Europeana.
Оцифровка в Британской библиотеке фрагмента рукописи Дуньхуана в рамках IDP (International Dunhuang Project). Начало 2000-х.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dunhuang_manuscript_digitisation.jpg

Сегодня множество даже не самых больших музеев, архивов и библиотек активно проводят оцифровку своих единиц хранения. Что же касается крупных институций, то большинство из них имеют цифровые отделы с большим штатом, которые занимаются не только оцифровкой коллекций, но и внедрением музея как продукта в цифровое пространство.

ЧТО оцифровывают

На современном этапе развития технологий музеи, библиотеки и архивы имеют возможность оцифровывать практически все объекты и материалы, которые хранятся в их коллекциях. Однако существуют некоторые ограничения для оцифровки, связанные со степенью сохранности и особенностями объектов.

Некоторые объекты могут быть очень ветхими, легко повреждаться или деградировать при контакте с воздухом или светом (редкие и старинные рукописи, иллюстрации или фотографии могут быть очень чувствительными к воздействию и требуют особого внимания и мер предосторожности при оцифровке). В случае аудиовизуальных документов, таких как старые записи, пленки или кассеты, существует риск их повреждения при процессе оцифровки, также они могут быть подвержены «синдрому липкой ленты». Воспроизведение для перезаписи может привести к дальнейшему износу или деградации. Еще одним ярким примером являются органические предметы археологии (ткань, дерево), оцифровка которых может быть затруднена из–за их плохой сохранности. Все эти обстоятельства требуют внимания при отборе предметов для оцифровки [3].

Синдром липкой ленты. Связующее вещество данной магнитной ленты сильно разрушилось, поэтому коричневый рабочий слой с магнитным порошком полностью отклеился от прозрачной лавсановой основы.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Severely_shed_tape.jpg

Наиболее распространенными объектами для оцифровки являются:

  • Фотографии и изображения: Исторические фотографии, негативы, слайды, картинки, рисунки и другие визуальные материалы.
  • Документы и рукописи: Исторические документы, письма, записи, рукописи, дневники, старые книги и другие текстовые материалы.
  • Артефакты: Редкие или ценные объекты и артефакты, включая трехмерные предметы, монеты, медали, статуэтки, археологические находки и т.д.
  • Картины и художественные произведения: Живопись, гравюры, литографии, постеры и другие художественные произведения.
  • Аудио– и видеозаписи: Звуковые записи, музыкальные композиции, интервью, фильмы, исторические видеозаписи.
  • Карты и планы: Исторические карты, географические данные, архитектурные планы, схемы и др.
  • Журналы и газеты: Исторические журналы, газеты, периодические издания, брошюры и публикации.
  • Архивные документы: Письма, протоколы, юридические документы, договоры и другие.

ЗАЧЕМ оцифровывают

У музеев, архивов и библиотек одинаковая миссия — это коллекционирование, сохранение и представление культурного наследия. Все эти задачи как нельзя лучше помогает решить оцифровка коллекций. Помимо сохранения и представления коллекций, оцифровку часто проводят для:

  • Предотвращение износа: Цифровые копии могут использоваться для предотвращения дальнейшего износа и повреждения оригинальных документов.
  • Обмен и сотрудничество: Цифровые копии документов могут быть легко обменены между учреждениями и исследователями, способствуя сотрудничеству, обмену знаниями и совместным проектам.
  • Уникальная историческая и культурная значимость: Коллекции, обладающие высокой исторической или культурной ценностью, обычно являются приоритетными для оцифровки.

Здесь перечислены лишь основные «мотиваторы» для учреждений культуры [2], нужно понимать, у каждой отдельно взятой институции могут свои дополнительные мотивы для оцифровки конкретной коллекции, например ресурсные ограничений (нужно выбрать ту часть коллекций, на которую хватит ресурсов), социальная значимость, исследовательский запрос, нацеленность на конкретную аудиторию, подготовка оцифрованной коллекции к какому–то событию и т.д.

КАК оцифровывают: сканер, лазер и 3D

Процесс массовой цифровизации идет уже более 20 лет, за это время было множество разнообразных теоретических и практических руководств по процессу оцифровки культурного наследия (например, руководство от FADGI (Federal Agencies Digital Guidelines Initiative), руководство от IFLA (International Federation of Library Associations), видео–курс по оцифровке культурного наследия от CCAHA (Conservation Center for Art & Historic Artifacts))

Для каждого типа коллекций используют определённые технологии:

  • Для оцифровки бумажных документов, рукописей, фотографий, гравюр, картин, икон и т.д. используются различные виды сканеров (планшетный, планетарный, барабанный и др.), могут использоваться и фотоаппараты со студийным освещением. Также часто используется специальное ПО для постобработки [4] (процесс оцифровки старинной немецкой рукописи)
Процесс оцифровки документов при помощи V-образного книжного сканера.
Источник: https://blog.archive.org/wp-content/uploads/2015/10/Tabletop-Scribe-low-res.jpeg

Процесс оцифровки картины Рафаэля «Обручение Девы Марии»
Источник: https://www.haltadefinizione.com/assets/Uploads/_resampled/ScaleWidthWyI2MzYiXQ/raffaello3D-news.jpg

  • Для оцифровки аудиовизуальных документов используются: проигрыватели магнитных лент, проекторы для пленки, археофоны, электрофоны, специализированные лазерные сканеры для пленки, специальное ПО. Все это позволяет преобразовать аналоговые записи в цифровой формат с сохранением качества [1] [4] (процесс оцифровки аудиовизуальных документов).
Процесс оцифровки аудио-документов на основе магнитных лент
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fonoteca_Nacional_02.JPG

Процесс оцифровки пленки при помощи фильм-сканера
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vBPxFGSMoE8

  • Для оцифровки объемных объектов (построения 3D–моделей) используют 3D–сканеры и фотоаппараты в связке со специальным ПО (процесс создания 3D-моделей).
Создание 3D-модели помощи лазерного сканера.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CkoEbnxxXXg

Создание 3D-модели методом фотограмметрии.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CkoEbnxxXXg

В целом оцифровка коллекций — это очень сложный многоступенчатый процесс, требующий большого количества людей, времени и денег. Именно поэтому часто задачами по оцифровке занимаются специализированные организации.

Оцифровка — дорогое предприятие, но важное для сохранения культурного наследия.

Некоторые примеры оцифрованных коллекций

  • Europeana — это европейская цифровая библиотека, архив и музей, предоставляющие доступ к оцифрованным коллекциям из различных европейских стран. Они включают в себя аудио– и видеоматериалы, фотографии, рукописи, книги и многое другое.
  • НЭБ — Национальная электронная библиотека. В НЭБ представлены переведенные в электронную форму книги, включая редкие и ценные издания, рукописи, диссертации, авторефераты, монографии, изоиздания, ноты, картографические издания, патенты и периодическая литература из коллекций крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других правообладателей в РФ.
  • Neanderthal Museum — на сайте музея представлены оцифрованные коллекции различных археологических артефактов (каменные орудия, антропология, искусство).
  • British Pathé — британский аудиовизуальный архив, содержащий огромное количество оцифрованных новостных репортажей, документальных фильмов, кинохроники и других видеоматериалов.

Источники

1. Как происходит оцифровка видео и аудиопленок.

2. Манифест о цифровой библиотеке. IFLA\UNESCO.

3. Оцифровка коллекций | Архивы Смитсоновского института.

4. Руководства по оцифровке культурного наследия от FADGI.

5. Система управления информацией SELGEM.

6. Цифровые музеи для цифровой истории.