Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Именованные сущности в произведениях А. П. Чехова

Для разработки семантического издания и организации корректного по нему поиска были исследованы и размечены особенности входящих в него текстов. Так, для произведений А. П. Чехова размечены такие именованные сущности, как:

  • имена, названия;
  • даты;
  • времена года; 
  • цвета; 
  • свойства, состояния и события; 
  • природные явления; социальный статус; 
  • профессия; 
  • животные, растения.

Для уточнения этих сущностей с помощью метода когнитивного анализа исследовались ключевые понятия, базовым среди которых является “концепт”. Концепт в когнитивной лингвистике представляет все значения, понятия, представления и ассоциации, которые возникают при осмыслении концепта в сознании человека [5]. Затем рассматривалось, как различные концепты представлены в текстах А. П. Чехова. Для выявления концептов были использованы методы тематического моделирования и корпусного анализа. 

С помощью тематического моделирования с различными настройками удалось выявить, что во всех произведениях 1-3 томов встречается тема, которую мы обобщенно назвали «человек». Она включает слова «человек», «время», «лицо» и «любить/любовь», которые могут отражать концепты. Результаты тематического моделирования для 4-6 томов показали немного иные результаты: тема «человек» также встречается во всех произведениях, но ее содержание меняется.

Ощущаем ход «времени»

Концепту «время» посвящено довольно мало исследований в чеховских произведениях. Согласно подходу в исследовании концепта «время» в произведениях А. П. Чехова, он представлен в трех интерпретациях:

1.   Хронологическое время — точные даты

2.   Релятивное время — время, когда события определяются относительно друг друга

3.   Эгоцентрическое время — время с точки зрения субъекта [4]. 

Исследователи утверждают, что хронологическое время не встречается в текстах произведений А. П. Чехова [6], однако есть употребление релятивного времени:

«Это как раз 7-е августа 1887 года, когда было затмение солнца»

«1865 г. Август, 3. У бухгалтера Глоткина опять заболела грудь»

«1867 г. Июнь, 30. В Аравии, пишут, холера. Быть может, в Россию придет, и тогда откроется много вакансий» [8].

Корпусный анализ помог выявить, что в корпусе 1-6 тт. произведений А. П. Чехова часто встречаются лексемы, которые относятся к релятивному времени: день (21 место) и год (29 место).

При анализе контекстов употребления слова «время» были выявлены «схемы» его употребления, которые, на наш взгляд, важно разметить в семантическом издании:

Образец схем употребления слова “время” в 1 томе произведений А. П. Чехова

Интересно, что в схемах встречается субъективное время — «время существования, время отсутствия, время жизни», которое можно отнести к эгоцентрическому времени. Для вышеперечисленных интерпретаций времени были подобраны теги для их разметки в проекте.

В литературоведении наиболее распространены исследования, посвященные чеховскому хронотопу. Для хронотопа в целом характерна первичность времени по сравнению с местом [2]. На визуализации, сделанной с помощью Voyant Tools, представлено распределение слов «время» и «место» в 1-6 тт ПССиП. Как можно заметить, «время» является более частотным, и это может указывать на его первичность.

Распределение слов «время» и «место» в первых 6-ти томах произведений А. П. Чехова

В настоящий момент решаются следующие задачи :

1) построить лексико-семантическое поле концепта «время» (проанализировать контексты употребления слова «время» в 7-18 тт., сформировать список гипонимов (слов с узким значением, называющих предмет, свойство, признак как элемент класса), и синонимов слова «время») и разметить соответствующие ему лексемы;

2) с помощью цифровых методов проанализировать категорию «место» в ранних чеховских текстах;

3) разметить «место» и «время» в чеховских текстах, построить визуализацию их пересечений для исследования чеховского хронотопа [3].

Чехов-адресант: писатель и личность

Для исследования использовались тексты писем из 8-12 томов писем А. П. Чехова. Временной промежуток с 1899 по 1904 г. выбран не случайно — он полон значимых для писателя событий, таких как знакомство и бракосочетание с О. Л. Книппер, премьера пьес «Три сестры» и «Вишневый сад» и пр. [6]. Исследование проводилось с помощью методов кластеризации и стилометрического анализа данных в stylo.

Кластерный анализ продемонстрировал, что письма Чехова кластеризуются по группам в зависимости от степени близости адресата к автору. В связи с этим были выделены 4 группы адресатов, на которые разделили изучаемые письма — это письма жене (черный кластер), семье (красный кластер), родственникам (синий кластер) и остальным, или «другим людям» (зеленый кластер).

Кластеризация писем А. П. Чехова 1901 г. (10 том писем)

Нажмите, чтобы изучить дендрограмму в высоком разрешении

Стилометрическое исследование проводилось с применением функции rolling.classify(), которая позволяет производить стилистическую атрибуцию произведений. С ее помощью сравнивались тексты пяти томов писем А. П. Чехова с его 14 эпистолярными рассказами, выбранными из ПССиП. Мы предположили, что стиль художественных произведений должен походить на стиль писем «другим» адресатам, поскольку и те, и другие ориентированы на широкую публику. Для проверки предположения каждый из рассказов сопоставлялся с корпусами писем каждой из четырех групп адресатов в рамках каждого года. В результате работы гипотеза подтвердилась: письма другим людям действительно оказались близки по стилю к эпистолярным рассказам.

Так что же происходит с письмами жене? 

Стилометрический подход также определил два переломных момента в письмах жене и семье — это 1901 и 1904 гг. Дело в том, что в момент знакомства, а именно в 1899 и следующем 1900 гг., стиль писем А. П. Чехова к О. Л. Книппер напоминает стиль эпистолярных рассказов. Это может свидетельствовать о том, что автор писал жене как литературный деятель. Сопоставление же рассказов с письмами 1901 и 1902 гг. не выявило ни одного фрагмента, сходного со стилем писем жене и членам семьи. Можно предположить, что в этот период времени стиль писем А. П. Чехова близким людям резко изменился, его манера письма как человека семейного разошлась с его манерой письма как писателя. 

манера письма Чехова-семьянина разошлась с его манерой письма как писателя

Однако уже в 1903 г. полностью изменился стиль писем семье и начал меняться стиль писем жене, что существенно проявляется в письмах 1904 г.. В это время стиль писем близким снова начинает напоминать стиль эпистолярных рассказов. Такие стилистические вариации могут свидетельствовать о стирании границ между авторским и личностным «Я» писателя в последний год его жизни.

Полученные результаты позволили конкретизировать материал исследования и выявить алгоритм представления текстов на сайте проекта Chekhov Digital. Так, письма рассматривались по календарным годам и по выделенным 4-м группам адресатов. Последнее включено в разметку писем [7].

Источники

  1. Chekhov Digital
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит. 1975. http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html
  3. Кудин А. М. Цифровое издание текстов А. П. Чехова: проблема семантической разметки: выпускная квалификационная работа магистра / А. М. Кудин. Ростов-н/Д.: 2021. 99 с.
  4. Маслакова Е. В. Языковые средства художественной концептуализации времени в произведениях А.П. Чехова / Е. В. Маслакова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2010. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-hudozhestvennoy-kontseptualizatsii-vremeni-v-proizvedeniyah-a-p-chehova
  5. Посиделова В. В. Семантико-когнитивный подход к концептосфере русского языка / В. В. Посиделова // Философия права. 2014. №1 (62). С. 34-37.
  6. Хронология жизни Чехова
  7. Щербак А. С. Психолингвистический анализ эпистолярного дискурса А. П. Чехова (на материале цифрового корпуса писем): выпускная квалификационная работа магистра / А. С. Щербак. Ростов-н/Д.: 2022. 158 с.
  8. ЭНИ «Чехов»