Работа под замысловатым названием «grindruberairbnb.exposed» — проект канадского художника Джонатана Хомко. В ней Хомко исследует грань между физическим миром и миром цифровым. Художника интересует процесс диджитализации реального мира и одновременная трансформация материального в цифру.
Участники перформанса используют специальное приложение на смартфоне, которое подсказывает им, в каком направлении двигаться. Движения акторов доведены до автоматизма и только отдаленно напоминают настоящий танец — ведь в руке телефон, куда нужно кликать и слушать указания. Технология предлагает определенные движения: три шага вперед, шаг назад, поворот. Выполненные вместе, они превращаются в синхронную хореографию, и в какой-то момент участники начинают действовать как единое целое.
Программа автоматически выстраивает порядок действий, предлагая каждому отдельному участнику разные команды. Время и ритм можно регулировать.
Когда танцор заканчивает движение, он слышит характерный звук, указывающий на то, что команда изменилась. Теперь исполнитель должен приступить к выполнению нового движения, пока не услышит тот же сигнал. Так Джонатан Хомко хотел исследовать возможности техники контроля наших действий.
Это не первый случай, когда технологии проникают в танцевальное искусство, модифицируя его. Еще в 1989 году американский хореограф Мерс Каннингем использовал компьютерную программу трехмерной анимации «LifeForms» («Формы жизни») для постановки выступления.
Программа, разработанная Теклой Шипхорст, позволяла в 3D исследовать различные варианты движения человеческого тела и создавать танец, невзирая на опыт артиста. Специальная камера ловила движения датчиков, зафиксированных на теле исполнителя, и передавала изображение на экран. Новая технология помогла расширить спектр движений танцора и возможности его координации.
Робота, умеющего с помощью особой программы считывать движения танцора, изобрел инженер Тайрик Абдел-Гавад. Машина синхронизируется с человеком и беспрерывно снимает процесс со всех сторон одной камерой. Раньше, чтобы снять танец на видео с разных ракурсов, нужно было задействовать нескольких операторов и немалое количество сложной аппаратуры.
Благодаря новым технологиям у зрителя появилась возможность не только посмотреть представление, но и стать его частью. Для этого достаточно зайти на YouTube, открыть ролик под названием «Night Fall», представленный Национальным балетом Нидерландов, и надеть специальные VR-очки.
Сидя в кресле, зритель попадает на сцену прямо во время действия. Штука интересная, однако способен ли монитор заменить настоящий поход в театр, где мы испытываем уникальный зрительский опыт и переживания от просмотра постановки здесь и сейчас? Наверное, пока что нет.
Источники
- grindruberairbnb.exposed — Network and invisible systems of control
- Танцы будущего: как технологии меняют балет?