Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Часто мемы — это изображение или гифка с текстом и каким-либо смыслом. В эпоху интернета они стали новым средством коммуникации, особым речевым жанром и «хранилищем культурных кодов». Интернет-мемы роднят с анекдотами народный характер юмора и соотнесенность с реалиями. Мемы также строятся на человеческой реакции и передаются от одного субъекта к другому. Так почему же смешные картинки и гифки с текстом вытеснили анекдоты?

Об иконах и симулякрах

Доцент МГИМО С.В. Канашина в своей работе «Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр» рассматривает мем как особый тип знака. Ее исследования опираются на классификацию Ч. Пирса и теорию Ж. Бодрийяра. Пирс развивал науку о знаках, семиотику, и разделил их на три вида: иконы, символы и индексы. Бодрийяр же описывал симулякры, копии предметов, которые не имеют оригиналов в реальности.

Канашина характеризует мем как сложный знак с большим количеством значений, сложной композицией и многослойностью. С одной стороны, мем — это знак-икона, потому что его визуальная часть указывает на образ предмета. Это придаёт интернет-мемам наглядность и выразительность.

Мем с мышью хоть и считается «бессмысленным», но используется часто

Помимо иконичности, мемы обладают индексальностью благодаря, например, личным местоимениям или жестам. Мем, по мнению Канашиной, ещё имеет образность как знак-символ. Сходства в элементах и текстах смешных картинок помогают передать смысл похожих мемов. Возможность различных интерпретаций интернет-мемов соответствует аксиоме А. Ф. Лосева: «Всякий знак может иметь бесконечное количество значений, т. е. быть символом». Автор «Семиотической природы…» описывает «становление» мема как переход от иконы к символу с помощью языка и образов.

Симулякры и мемы имеют общий принцип моделирования: в симуляцию, согласно Ж. Бодрийяру, подставляют «управляемые кодами элементы». Весёлые и грустные картинки и гифки тоже создаются подстановкой в определенные шаблоны. Они пребывают во власти «медиума» — его роль выполняют СМИ и интернет. Те являются носителями и создателями информации, которые «рождают» мемы. Поэтому Канашина делит интернет-мемы на две группы: симулякры (отражение вымысла) и репрезентации (отражение реальной действительности).

Мем-репрезентация новости о тесте нейросетей, которые будут распознавать материалы с враждебными высказываниями во «Вконтакте». Мем от Лентача

Догадки Бодрийяра подтверждает исследовательница Н. А. Зиновьева. Она выделяет четыре стадии развития интернет-мема. В начале «цикла» он отражает реальность, которую затем искажает. Мем маскируется и приобретает свои черты, а после теряет связь с объектом и становится самостоятельным. Так симбиоз виртуальности и вымысла образует «скелет» интернет-мемов и подпитывает их правдоподобность.

Шуточный цикл развития мемов. Картинка от Компульсивный Постмодерн

Главные приметы подозреваемого

Мем часто рассматривают и как генетический код, который держит на себе симуляцию. В 1976 году биолог Р. Докинз выпустил известную книгу-бестселлер «Эгоистичный ген». Ученый описал культурную эволюцию как закрепление и повторение какой-либо единицы информации. Он назвал ее словом «миметес», которое потом сократилось до «мем» и попало в Оксфордский словарь в 1988 году. Докинз считал мемы репликаторами, которые мутируют и копируют себя.

Годом ранее советский лингвист Ю. Караулов обнаружил «прецедентные слова». Под ними исследователь подразумевал тексты, выражения и фразы, которые имеют значение для отдельной личности и ее окружения. Как предшественники мемов, они часто воспроизводятся в качестве крылатых выражений. К «прецедентам» относятся пословицы, поговорки, народные сказки, цитаты из классической литературы, газет, фильмов и рекламы.

Пример превращения «прецедентного высказывания» из сериала «Парки и зоны отдыха» в мем

Исследователи И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова и Д. В. Багаева делят прецедентные феномены интернет-мемов на имена, высказывания, ситуации и тексты. Благодаря им создаётся комизм, диалоги в мемах, эстетический эффект, интеллектуальная игра и загадка. Феномены постоянно трансформируются и заново интерпретируются как по смыслу, так и лингвистически. Мемы попадают в поле когнитивных знаков, действия с которыми помогают взаимодействовать авторам и пользователям.

Из работ всех упомянутых авторов можно выделить несколько главных черт интернет-мемов. Им свойственны актуальность, воспроизводимость, серийность, эмоциональность, юмористическая направленность. Мемы обладают вирусностью и медийностью, выражаются через простую форму, имеют фантазийные черты и подражают различным жанрам. Их «живучесть» зависит от частоты и продолжительности использования.

Самый старый (но актуальный в других обличиях) мем в истории — «Как, по-твоему, ты выглядишь, когда загорается вспышка. Как ты на самом деле выглядишь». Карикатура 1921 года

Свой современный вид мемы приобрели в блогах и на форумах, откуда они начали покорение интернета. Скоротечность придаёт «иероглифам жизни» особую ценность. Одну смешную картинку или фразу сменяет другая, что делает процесс бесконечным.

«Простите, не понимаю»

Способность понимать юмор — один из критериев высшей формы мышления. Однако подача шуток постоянно меняется: смешное для более старших поколений становится непонятным для молодёжи. То же самое происходит и с анекдотами, которые уже считаются анахронизмами. Их тягучесть проигрывает пластичности и почти мгновенной реакции от мемов. Создатель и главный редактор юмористического портала anekdot.ru Дмитрий Вернер уверен, что «мемы — это анекдоты XXI века».

Похожий вывод сделала доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова. Она исследовала реакцию трех сотен 18-29-летних респондентов на смешные тексты, однако те не поняли такой многозначный юмор. Участники не улавливали переносные значения и игру слов и не сопереживали героям анекдотов.

Один день просмотра ленты новостей — недельный объём информации в доинтернетную эпоху

Результаты исследовательница объяснила клиповостью мышления молодёжи и простотой использования интернет-мемов. Смешные картинки не требуют усилий для понимания и запоминания, так как всегда доступны в сети. Щербакова также заметила, что сейчас люди воспринимают огромные пласты информации поверхностно. Большая их часть относятся к мусору, который не откладывается в памяти, в отличие от мемов.

Это свойство смешных картинок используется в литературных пабликах наподобие «Бездны книжного уюта» и «Literary Memes». Их основное наполнение — это шаблоны, на которые наложили ситуации из классической и современной литературы. Так мемы одновременно развлекают школьников и студентов и освежают их знания о произведениях.

Особую роль в создании и распространении «мемчиков» получили пикчеры. Они, как и авторы анекдотов, достают идеи смешных картинок из коллективного бессознательного и инфоповодов. Пикчеры превращают это в народный фольклор, где важна передача от пользователя к пользователю. Поэтому «мемасики» можно считать наследниками анекдотов.

Мемы, реклама и политика

Свойства мемов не только повышают настроение, но и привлекают новых потребителей. Агентство Bloomberg сообщает, что главные аудитория интернет-мемов и группа пользователей услуг — это люди от 7 до 22 лет. Именно на них теперь ориентируются крупные компании. «Мемасики» становятся частью рекламы и новостей, что делает продукты и услуги ближе потребителям. Например, «Сбербанк» придумал героев-маскотов, СберКота, который с помощью мемов рассказывает о финансовой грамотности.

Один из мемов «СберКота», который сделали из другого мема по фильму «Сияние»

Директор компании Brand Analytics Василий Черный считает, что секрет успеха конкретного мема кроется в повестке дня. По его мнению, необходимо смотреть за вирусными событиями и встраиваться в них с помощью креативного подхода. Статистика Bloomberg гласит: пост с актуальным юмором стоит от $300 до $5 тыс.

Мемы быстро становятся инструментами политики и PR-технологий. Исследователи В. А. Глухих и С. М. Елисеев называют использование смешных картинок в избирательных кампаниях новым трендом. Об этом говорит известное противостояние Х. Клинтон и Д. Трампа на выборах в 2016 году. Мемы стали определять контекст и оказывать влияние как на пользователей, так и на участников политического процесса. Картинки из пабликов и соцсетей устанавливают контакт с избирателями и транслируют ключевые идеи политиков.

Мем о выборах 2016 года: «Неужели эти двое — лучшее, что мы можем предложить?»

Что же дальше?

Как видно из исследований и практики, анекдоты проиграли мемам. Они уже не отвечают запросам аудитории и попадаются преимущественно в газетах и старых сборниках. Интернет-мемы проникли почти во все сферы общества, но что их заменит потом? Трансляция информации и юмора напрямую в мозг? Система особых кодов? Пока этот вопрос остаётся загадкой.

Источники

  1. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? / С.В.Канашина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 36. — №28 (277) — С. 84-90.
  2. Канашина С. В. Семиотическая природа интернет-мема. Интернет-мем как симулякр. / С.В.Канашина // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (733) / 2015. — С. 118-125. 
  3. Канашина С.В. Интернет-мем и прецедентный феномен / С.В.Канашина // Вестник ТГПУ. — 2018. — №4 (193). — С. 122-127.
  4. Канашина С.В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов / С.В.Канашина // Политическая лингвистика. — 2018. — №1. — С. 67-73.
  5. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — №1. — С. 195-200.
  6. Зиновьева Н. А. Анализ процесса конструирования смысла интернет-мема // Дискуссия. – 2013. – No 9 (39). – С. 133–138.
  7. Глухих B. А., Елисеев C. М. Интернет-мемы как инструменты публичной политики // Дискурс. 2017. No 4. С. 90—96.
  8. Караулов Ю . Н . Русский язык и языковая личность . М .: Изд-во ЛКИ, 2010. 
  9. Захаренко И . В ., Красных В . В ., Гудков Д . Б ., Багаева Д . В . Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация . 1997 . No 1 . С . 82–103.
  10. Психолог объяснила, почему молодые люди перестали понимать анекдоты (09.01.2020)
  11. Как устроены мемы и почему они вытесняют анекдоты (01.04.2020)
  12. Маркетологи переходят на мемы (28.11.2019)