Что это за проект?
Проект Baudelaire Song Project впервые исследует и объединяет все песни, основой для которых является поэзия Шарля Бодлера. В проект включены классическая и популярная музыка, песни на французском языке и в переводе. Опубликованы как ноты, так и аудиозаписи произведений. А еще — дата-визуализации: где исполняют песни на стихи Бодлера больше всего.
Разрабатывается этот проект в Великобритании, в Бирмингемском университете совместно с Институтом цифровых гуманитарных исследований (HRI Digital) в Университете Шеффилда. Финансирует проект Совет по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук (AHRC). Такое сотрудничество разных организаций помогает собирать большое количество данных для перекрестного анализа и визуализации ключевых результатов. В подкасте Джеймса О’Салливана о проекте рассказывают руководитель проекта профессор Helen Abbott и научный сотрудник доктор Caroline Ardrey.
Эээ, простите, а кто такой Бодлер?
Поэт Шарль Бодлер — основоположник эстетики декаданса и символизма, родился в Париже в 1821 году. Самый известный сборник стихов Бодлера — «Les Fleurs du Mal» («Цветы зла») — впервые был опубликован в 1857 году. Уже через несколько дней после публикации Бодлер был обвинен в богохульстве и оштрафован за преступления против общественной нравственности. Шесть стихотворений были запрещены.
Второе расширенное издание «Les Fleurs du Mal» вышло в 1861 году, а третье — через год после смерти поэта, в 1868 году. Он также опубликовал сборник «Поэмы в прозе», вдохновленные произведениями Эдгара Аллана По. Этот сборник считается первыми прозаическими поэмами во Франции.
Бодлер не только писал стихи, но и интересовался музыкой, писал заметки о композиторах. Он первый во Франции открыл композитора Рихарда Вагнера, написав о нем эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» в 1861 году. Его стихи начали перекладывать на музыку еще в XIX веке, известный композитор Анри Дюпарк написал — L’Invitation au voyage («Приглашение в путешествие») в 1870 году.
Музыка, вдохновленная поэзией, в разных странах
Исследователи, создавшие проект, ставили себе целью в первую очередь собрать все песни, написанные на стихи Бодлера, в один ресурс и снабдить его цифровыми инструментами: поиском, визуализацией жанров и типов песен.
На основе собранных данных попробовать понять, что происходит с поэтическим текстом, когда он становится песней, действительно ли композиторы искажают смысл текста. Также создатели стремились разрушить представления, что поэзия Бодлера трудна для восприятия, показать, что в форме песни его стихи очень популярны и привлекательны.
Песни на стихи Бодлера пишут люди по всему миру. Больше всего песен написано во Франции, далее идут Америка и Великобритания. Россия — на десятом месте.
На сайте представлен полный список авторов и исполнителей песен из каждой страны. Вот так выглядит список россиян:
В профиле автора или исполнителя указываются все песни, с которыми он связан, а в карточке песни можно не только узнать об исполнителях, но и сразу послушать — для некоторых композиций есть ссылка на Spotify.
Бодлер и разные жанры
На стихи Бодлера были написаны песни во многих жанрах:
В блоге проекта публикуются исследования песен в различных жанрах, например, есть исследование, посвященное песням в жанре «метал». Бодлер — поэт смерти и декаданса, он пишет о дьяволе, зле и смерти, его «темные» тексты привлекают музыкантов, творящих в экстремальных поджанрах, таких как дэт-метал и блэк-метал. Но на самом деле не бывает простой связи между темой стихотворения и тем, почему ее выбирают музыканты, работающие в определенном жанре.
Хотя для дэт- и блэк-метала характерна тема протеста против религии, в песнях на стихи Бодлера нет акцента на Сатане. Исполнители чередуют музыку и текст, пишут длинные соло, либо вставляют кусочки из других музыкальных произведений, например, «Theatre des Vampires» в одну из песен вставили темы из сонаты Бетховена «Лунный свет».
Песня Mylene Farmer — L’horloge (Часы) формально не относится к блэк-металу, но в ней также сильна тема смерти. Звуковое, музыкальное пространство очень интенсивно и слова теряются на его фоне: мы знаем, что в основе лежит стихотворение Бодлера, но не различаем слов. Мощный гортанный голос похож одновременно на смертельный рык и на «металлическое горло», о котором Бодлер говорит в стихотворении «Часы».
Baudelaire Song Project приглашает всех принимать участие в проекте. Если вы композитор, исполнитель, исследователь, переводчик или просто любитель Бодлера, и можете что-то рассказать о Бодлере и песнях на его стихи — присоединяйтесь и вносите свой вклад. Новости проекта регулярно появляются на странице в Facebook и в Твиттере, также там анонсируются мастер-классы и воркшопы.