Запоминаемость определенных слов может быть связана с частотой, с которой мозг использовал их в качестве семантических связей между воспоминаниями. К такому выводу пришли в Национальном институте неврологических расстройств и инсульта Национального института здоровья США (NINDS) в результате исследования активности мозга пациентов со сложными формами эпилепсии, изучения тестов памяти и лингвистических тестов с добровольцами.
Схему, лежащую в основе человеческих воспоминаний, обнаружили во время следующего исследования: добровольцам показывали пару из двух отдельных слов, и после перерыва повторно показывали лишь одно слово, предлагая вспомнить второе, с которым оно ранее составляло пару.
Ученые были озадачены тем, что наиболее запомнившимися словами из 300 слов, использованных в тестах, стали «pig» (свинья), «tank» (резервуар, бак), «doll» (кукла), «pond» (пруд, водоём), «door» (дверь). Они очень сильно превосходили по «запоминаемости» такие слова, как «cat» (кошка), «street» (улица), «stair» (лестница), «couch» (диван, кушетка), «cloud» (облако). Причем этот результат воспроизводился несколько раз: наблюдения активности в передней височной доле мозга испытуемых и результаты лингвистического теста на независимой платформе подтвердили результаты дали те же результаты. Набор наиболее запоминаемых слов был довольно устойчив и практически не зависел от индивидуальных особенностей.
Сначала исследователи полагали, что люди просто лучше помнят те слова, которые им чаще встречаются. Но довольно быстро стало понятно, что это не так. По крайней мере, когда ученые построили языковую модель на основе книг, новостных статей и Википедии, частотности слов в ней не коррелировали с их запоминаемостью у пациентов. Поэтому исследователи выдвинули другую гипотезу: что проще и быстрее вспоминаются те слова, которые используются как ассоциативные «мостики» между воспоминаниями. В подтверждение этой (пока не доказанной) гипотезы приводится тот факт, что указанные слова занимают более «центральное» положение в дистрибутивной семантической модели языка.