Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Грета Исагулова

Мы привыкли ориентироваться по картам. Навигационные, справочные, туристические «портреты» местности можно увеличить до пределов своего двора или уменьшить до размеров земного шара.

С появлением онлайн-карт стало возможным за секунду переместиться в другую точку мира и не только увидеть план города, но и рассмотреть локацию сверху и изнутри благодаря спутниковым снимкам и фотографиям street view. Заблудиться в нынешних виртуальных реалиях трудно.

Но как ориентировался человек в Средние века? Как представлял себе земное пространство? И зачем монастырским книжникам включать в христианскую картину мира гипербореев и василиска?

О проекте Digital Mappa

Virtual Mappa, или Digital Mappa, — проект по оцифровке средневековых карт. Карты DM доступны в виде цифрового изображения с активными ссылками, предоставляющими доступ к транскрипции, переводу на английский и комментарию.

Цветовые обозначения помогают ориентироваться по картам и распознавать примечания к ним. Платформа устроена таким образом, что на экране можно одновременно просматривать карту и ее детализированное описание, либо сравнивать несколько карт сразу.

Херефордская карта мира (Hereford Mappa Mundi), 1290-1300

Проект разработан Институтом рукописных исследований им. Шенберга (Университет Пенсильвании) при поддержке Британской библиотеки в рамках развития цифровых гуманитарных наук. Сейчас на портале опубликовано тринадцать карт с подробным комментарием. Немалая часть находится на изучении и редактировании, но и они доступны для зарегистрированных пользователей.

Участником проекта может стать каждый: для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Digital Mappa, а разбором и аннотированием можно заниматься самостоятельно или объединившись с другими пользователями. Также на портале можно поделиться собственным оцифрованным изображением карты, в которой имеются интересные детали или места, требующие пояснения.

Почему карты круглые?

Большинство участвующих в проекте карт сделаны в формате ОТ (orbis terrarium): мир в форме колеса, разделенный на три известных средневековому человеку континента — Европа, Азия, Африка. Ориентация в таком типе карт смещена, потому верхняя часть указывает на восток, нижняя — на запад, левая половина означает север, а правая — юг. Изображать мир в форме колеса предложил Исидор Севильский: О — мировой океан, огибающий ойкумену; Т — совокупность всех водоемов, разделяющих сушу на три части.
Искусные монахи, помимо указания городов и рек, нередко обрамляли карты ОТ рисунками ангелов, апостолов, голубок, иногда самого Христа, указуя на власть Бога над миром. На карте Лондонской Псалтири видно, как Христос, окруженный ангелами, держит Землю в объятии: мир начинается на Востоке — у головы, и заканчивается на Западе — у ног. Иерусалим — всегда центральная точка ОТ-карты — в животе Христа.

Слева — Sawley Mappa Mundi, ок. 1000; справа — Psalter World Map, после 1262
Psalter List Map, ок. IX в.

Средневековый бестиарий посреди карты

«На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» : средневековые книжники буквально позаимствовали зверей из Книги Псалмов (90:13) в свои карты. Так, видим в Psalter List Map виверн, или мифических драконов, придавленных Христом; василиска на крайнем юге Sawley Map; льва на северо-востоке Cotton World Map.

Иногда звери выносятся за пределы круга, как символ недоступности для них христианского мира, защиты Бога; чаще рисунки животных встроены в мир, но как указание места их возможного обитания (или желания картографа отдохнуть во время трудоемкой работы). Например, в случае со львом в левом верхнем углу Cotton World Map возможно две трактовки: географическая — координаты его обитания, либо евангельская — лев святого Марка ассоциируется с Востоком.

Cotton World Map, 995-1050
Sawley Mappa Mundi, ок. 1000

Картина мира средневекового книжника-монаха на первый взгляд кажется причудливой и шутовской, но для его времени она логична. Доступные знания монах с переносит на карту досконально, поэтому мир Востока занимает большую часть: он богат на словесные дескрипции , изобилует рисунками замков (указатели города), кругами (горы).

Да и не стоит быть слишком предвзятыми по отношению к средневековым монахам. Ведь монастырь — своего рода самоизоляция, посему изучать мир, находясь в четырех стенах, довольно трудно. Еще неизвестно, насколько точно переживший локдаун человек сможет составить план своей комнаты и описать Стамбул только лишь по фотографиям в инстаграме.