Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Юля Бобкова

SexTech — индустрия про женщин

Большинство проектов в этой сфере ориентированы на женщин и сделаны женщинами. В патриархальном обществе женская сексуальность долгое время была под запретом в отличие от мужской, для раскрытия и реализации которой условия существовали со времен каменного века. Достаточно вспомнить куртизаок, проституток, стриптиз-клубы, которые стали частью нашего культурного кода. 

Становление и развитие феминизма изменили ситуацию. Женщины стали получать права, возможности и свободы, в том числе и в сексе. Стало возможным заботиться о своем удовольствии, выражать свою сексуальность и взаимодействовать с ней, а не запирать поглубже в себе, пытаясь соответствовать образу непорочной Девы Марии. В ответ на растущий запрос стал развиваться рынок секс-продуктов для женщин: всевозможные игрушки, которые помогают достичь клиторального оргазма, этичное порно, большое количество книг, статей, подкастов и других медиа о женском теле, о навязанных стереотипах и мифах, о психологии сексуальности. 

Постепенно формировался и рынок SexTech: сначала это были единичные проекты, но после пандемии и вызванных Covid-19 ограничений индустрия стала более масштабной. Теперь секстех отвечает на самые разные запросы в различных форматах: приложения и платформы с аудиогидами, сборниками поз, упражнений, заданий, которые помогают изучать свое тело и желания. Также развивается VR-направление для иммерсивной мастурбации, которое сейчас представлено приложенимия, синхронизирующимися с вибраторами. Они подходят как для пары на расстоянии, так и для одного человека.

Тем не менее, неправильно приравнивать SexTech исключительно к FemTech. В 2021 году начали появляться полезные проекты не только для женщин, но также для пар и отдельно для мужчин. Несмотря на то, что мужчинам было легче получать удовольствие, у них также есть запрос на изучение новых практик, повышение сексуальной осознанности и чувственного интеллекта. 

Как SexTech влияет на нашу сексуальную жизнь

Проекты в этой области помогают сделать отношения с партнерами и с самим собой более качественными, решая распространенные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни:

  • Помогают не фокусироваться на сексе при выборе партнера 

Секс-игрушки могут отвечать за «техническую» составляющую секса, гарантируя нам сильные ощущения. Это дает нам свободу ориентироваться на степень эмоциональности и чувственности при выборе партнера, а не количество полученных оргазмов. 

  • Делают возможной интимную близость на расстоянии

Дистанционно поддерживать чувственные отношения можно благодаря секстингу — сексу по переписке. Во многих современных приложениях и мессенджерах есть опция по отправке сгорающих фотографий и видео, что делает процесс обмена нюдсов безопасным. Секстинг можно совмещать с теледильдоникой — технологией, которая позволяет двум удаленным секс-игрушкам мгновенно реагировать на изменения в движениях друг друга, чтобы синхронизировать вибрации в устройствах партнеров в реальном времени.

  • Способствуют преодолению страха 

Мы часто сталкиваемся со стеснением, когда хотим поделиться своими желаниями, потому что мы росли в обществе, где эта тема табуирована. С этой проблемой тоже помогает SexTech. Для пользователей платформы Deep мы разработали тест, в котором каждый из партнеров может анонимно отметить те фантазии, которые их привлекают. Результатом будет список из тех практик и фетишей, которые понравились обоим партнерам.

  • Вносят разнообразие в сексуальную жизнь

Рекомендации по позам, играм, созданию романтической атмосферы, уроки необычных практик: шибари, эротического массажа, использования специального воска, — вносят во взаимодействие партнеров разнообразие. Это особенно актуально для пар, которые долго находятся в отношениях и чувствуют необходимость в новом опыте.

В чем отличие стартапов в этой области от других технологических компаний? 

Стартапы в сфере SexTech обладают рядом особенностей, связанных с развитием феминизма и женским лидерством, а также строгим регулированием тем 18+ большими корпорациями.

Больший процент женщин-основательниц

Женское лидерство воспринимается индустрией как норма. Мизогиния несовместима с SexTech: чтобы работать в ней, нужно признать, что в раскрытии сексуальности есть определенные гендерные проблемы и их необходимо решать. Это невозможно, если человек склонен к женоненавистничеству. 

Строгое регулирование

Компании в области сексуального просвещения встречаются с рядом ограничений. Самая большая сложность — это продвижение, причем не только в России, а по всему миру. Трудности вызывает запуск таргетной и контекстной рекламы. Также невозможно запустить SexTech-приложение в Google Play с контентом, который связан с сексом, — наш проект Deep, к примеру, заблокировали сразу. В Apple Store раньше было больше свободы, но в 2021 году платформа ужесточила правила. Крупные социальные сети блокируют секспросветительский контент, путая его с порнографией. Кроме того, тяжело договариваться с банками и платежными системами. 

Чаще возникают проблемы с поиском инвесторов

Основательницы сталкиваются со сложностями в области поиска инвестиций. Это связано с тем, что около 80% женщин-фаундеров все еще встречаются с сексизмом при общении с инвесторами, и с тем, что SexTech — рискованная для инвестиций область из-за табу корпораций на секс-контент. Часть VC (venture capitalists) принципиально не рассматривают для себя эту сферу, но некоторые энтузиасты, которые верят в развитие направления, охотно вкладываются. 

Креативная среда

Не первый раз в истории секс выступает двигателем творческих подходов. Из-за кодекса Хейса, запрещавшего даже намеки на сексуальные взаимоотношения между персонажами в раннем и золотом Голливуде, сценаристы придумывали талантливые диалоги с чувственным подтекстом. Другой пример — это порно, которое способствовало развитию видеотехнологий. SexTech — одно из самых креативных направлений, где перед маркетологами стоит задача научиться работать с ограничениями СМИ и социальных сетей.

Социальная миссия проектов 

Приложения и платформы в области SexTech зачастую созданы визионерами, которые хотят менять мир к лучшему. Их миссия — решить проблемы женщин, о которых раньше никто не знал, а также научить общество открыто, без стигмы, говорить о сексе. Здесь особенность SexTech пересекается с общемировым трендом на экологичность и устойчивое развитие. Сегодня появляется все больше стартапов, задача которых — не только заработать деньги, но и внести вклад в общество.

Будущее SexTech-индустрии

Секс — по-прежнему деликатная для многих тема. Но за последнее десятилетие люди стали гораздо более активно говорить о сексе. Изменения касаются и других сфер: мы становимся более осознанными, чаще обращаемся к психотерапии, содействуем социальным изменениям, в том числе и в плане гендерного неравенства. Освобождение от патриархальных рамок, нормализация сексуальности — это постепенный процесс.

На данный момент большие корпорации аккуратно ведут себя с инициативами в области секспросвета и стараются цензурировать эротический контент. Доля образовательных, качественных проектов среди всех сексуальных материалов достаточно маленькая. Компаниям были бы необходимы дополнительные временные и технологические ресурсы, чтобы подробно анализировать каждую инициативу и отделять порно от просвещения. Но чем больше будет появляться секспросветительских проектов и феминистических инициатив, тем целесообразнее инвесторам и технологическим компаниям будет вкладываться в поддержку SexTech-индустрии.