Не каждый может посетить музей. А еще то, что вы видите на экспозиции, — обычно лишь 5% от всей музейной коллекции. Остальное пылится в запасниках музея. Кроме того, экспонаты нельзя потрогать: они обычно помещены за толстым стеклом и сопровождаются описанием мелким шрифтом.
Команда «Museum in a Box» решила сделать музей интерактивным и доступным для всех. У них получился простой инструмент, который позволяет соединить копии экспонатов музея и их историю в одно целое. Именно инструмент, а не персональный гид, как подчеркивают создатели Музея в коробке.
Все началось в марте 2015 года с проекта «Small Museum» по работе с 3D-копиями экспонатов и составлению их подробных описаний. А уже в следующему году была создана первая коллекция для коробки, состоящая из копий 10 экспонатов Британского музея. Сегодня их можно встретить в выставочных залах частных и государственных галерей и музеев по всему миру: от Ирака до Соединенных Штатов.
Что в коробке?
Это простые, универсальные, переносные устройства на основе Raspberry Pi. Коробки настолько простые, что любой может поместить внутрь любую историю.
Истории подкрепляются комплектом из 3D-моделей или фотокарточек, на описании которых базируются истории. Это копии скульптур, картин, целых архитектурных сооружений. Каждая модель или карточка оснащены NFC-меткой. Когда ее подносят к коробке, та считывает метку и воспроизводит соответствующий аудиофайл, содержащий информацию об объекте.
Такая технология, например, применяется в выставочном зале «Seeing Red» музея Виктории и Альберта в Лондоне — первого в Европе музея декоративно-прикладного искусства. Карточки из коллекции в данном случае — копии плакатов 70-х годов, представленных в этом же зале, а соответствующий каждой отдельный аудиофайл — описание работы самим автором.
Для кого же подойдет коробка? С учетом многопрофильности проекта, пожалуй, можно сказать даже, что для всех. От музеев до школ и институтов искусств: в основном они применимы в сфере образования.
С 2016 года в школах австралийского штата Гоулбёрн на уроках широко используются коробки для наглядного объектно-ориентированного обучения. Технология Музея в коробке применяется в научных исследованиях восприятия культуры в университетах Кембриджа и Мельбурна. Свои Коробки есть в университетах Мичигана, Британской Колумбии.
Музей в коробке также сотрудничает с исследовательскими проектами, однако в меньших масштабах. Это частная небольшая фирма, и, как признаются сами создатели, масштабы ВУЗов и крупных исследовательских организаций для них пока недосягаемы.
Музей в каждый дом
Коллекции упомянутых выше университетов — уникальные. Разработаны они в рамках проекта «Make Your own» самими обладателями Коробок. Это самый главный шаг на пути к осуществлению первоначального замысла Музея в коробке — принести музей в каждый дом.
Проект «Make Your Own» подразумевает создание комплектов, которые содержат минимум одну коробку, NFC-наклейки, руководство к эксплуатации и годовую подписку на веб-платформу проекта. Обладатель такого набора сам подбирает коллекцию из 3D-объектов или фотографий, сам пишет их истории и сводит это на платформе.
Такой способ обработки и подачи информации отвечает так называемой таксономии образовательных целей Блума. Согласно ее закономерностям, человек сначала усваивает факты на базовом уровне, то есть, запоминает их, затем он может их воспроизвести, а высшая степень освоения материала — способность к творческой интерпретации.
Комплект «Make Your Own» используется в образовательных организациях и частных школах по всему миру (в начале 2019 г. компания разослала более 40 экземпляров учителям, музеям, библиотекам, образовательным организациям по всему миру). создатели Музея в коробке надеются, что их технология преобразует привычный образовательный процесс и сделает его более эффективным и увлекательным.
Сайт проекта: Museum in a Box