Читать нас в Telegram
как оживить умершего
Иллюстратор: Александра Комарова

Цифровое клонирование

Виртуальное оживление умерших и изучение его феномена появились благодаря индустрии Death Tech. Основа этой теоретической концепции — сохранение цифровой личности человека. Death Tech можно отнести к дисциплине Digital Death Studies, в которой изучается смерть в эпоху интернета. Исследовательница Оксана Мороз соотносит это направление с Digital Memory Studies, где тоже предлагаются междисциплинарные подходы к цифре.

В конце XX века из киноиндустрии пришло понятие «цифровой клон». Внешность и голос актера воссоздаются с помощью CGI (computer-generated imagery) и Face2Face (захват лица и создание RGB видео в реальном времени). Персону с цифровой копией часто называют «virtual human». «Двойник» почти не отличается от оригинала, из-за чего возникает эффект «зловещей долины«[1].

Один из этапов сборки «цифрового клона»

Для того чтобы «собрать» копию индивида, необходима информация о его внешности, поведении и отношениях. К источникам относятся аудио, видео, фото, тесты и документы, которые связаны с ним. Соединение всех материалов на электронном носителе позволяет симулировать личность методами машинного обучения. Цифровое клонирование — первый шаг к воссозданию сознания. По мнению исследователей, это станет возможно через 15-20 лет.

VR-встреча с умершей дочерью

В начале 2020 года документалисты из Южной Кореи создали VR-копию 7-летней умершей девочки На Ён. Проект подготовили для фильма «Встреча с тобой» о переживаниях родственников покойных. На разработку у инженеров ушло 8 месяцев.

Воссоединение Чан Джи Сун со своей дочерью

Авторы использовали фото и видео ребёнка и движения актрисы того же возраста. Для сеанса Чан Джи Сун, матери На, выдали тактильные перчатки и специальный шлем. Женщина смогла поговорить со своей дочкой, подержать за руку, погулять в парке и отметить ее день рождения. Чан призналась, что встреча с «аватаром» стала сном, о котором она всегда мечтала.

Слепок человека

Компания из России Digital Doubles создаёт цифровые копии со «слепка» человека в интернете. Нейросети фиксируют его «переживания», и постепенно клон становится независимым. Генеральный директор Александр Неймарк считает, что двойники получают «тела» в чатах, мессенджерах и аватарах. Внешность и голос последних синтезируются по фотографиям и голосовым сообщениям пользователя. В 2014 году румынский стартап еterni.me заявил о скорой «сборке» цифровой личности покойного по фото, перепискам и комментариям.

В декабре 2013 года вышел эпизод сериала «Чёрное зеркало» с названием «Я скоро вернусь». После потери мужа в автокатастрофе героиня восстанавливает его личность по социальной сети. Искусственный интеллект воссоздает манеру речи и голос погибшего. Эта серия дала новый виток для Death Tech — чат-боты с умершими.

Кадр из эпизода «Я скоро вернусь»

В 2016 году разработчица из силиконовой долины Евгения Куйда представила в рамках стартапа Luka бота «Роман». Прототипом для него стал друг исследовательницы Роман Мазуренко, который погиб в ДТП. Евгения назвала проект «цифровым памятником» Мазуренко, с которым может пообщаться каждый. Через год Куйда запустила платформу Replika на базе Chatbot AI. Одной из функций стала возможность «клонировать» голос покойного собеседника.

Сюжет о Dadbot

В это же время журналист WIRED Джеймс Влахос «воссоздал» своего тяжелобольного отца с помощью Dadbot. Он сделал серию интервью с мужчиной и предоставил их компании PullString для создания бота. Спустя время Влахос основал HereAfter, которая тоже будет генерировать голосовые аватары умерших. Microsoft взяла похожее направление: осенью 2020 года компания объявила о работе над чат-ботом по социальным данным. Подробнее о похожем наследстве умерших «СБъ» рассказывал в этой статье.

DeepFake для воскрешения знаменитостей

В 2019 году Музей Дали во Флориде «оживил» художника Сальвадора Дали к его 115-му дню рождения. Авторы использовали технологию DeepFake и услуги актеров. «Герой» активно взаимодействовал с посетителями «Dali Lives», о чем «СБъ» писал тут. В конце ноября 2020-го Канье Уэст подарил на день рождения своей жены Ким Кардашьян голограмму её умершего отца Роберта (1944-2003). Благодаря той же DF мужчина смог танцевать и говорить своей дочери комплименты.

Твит о голограмме Роба Кардашьяна

На месяц раньше некоммерческая организация Change the Ref выложила в Twitter видео с американским подростком Хоакином Оливером. Парень погиб при массовой стрельбе в феврале 2018 года в школе Марджори Стоунман Дуглас. Родители разрешили использовать образ сына в ролике и снялись сами.

Авторы наложили лицо Хоакина на похожего на него актера. Герой «призывал» поддержать политиков, которые выступают за контроль оборота оружия. Видео стало частью кампании «Незаконченные голоса» о потенциальных избирателях-подростках. За несколько дней «обращение» Оливера и его семьи набрало 2 млн. просмотров в Twitter и 172 тыс. на YouTube. Пользователи назвали ролик «неэтичным, пугающим» и обвинили создателей в «цифровой некромантии».

Видео с Хоакином Оливером и его родителями

Помимо виртуальности, голограмм и ботов, Death Tech связана с робототехникой. Российская компания «Промобот» создает человекоподобные машины с полимерной «кожей». По словам сооснователя организации Алексея Южакова, роботы будут полезны в разных сферах: от госуслуг до образования.

Прототип от «Промобота»

Интеллект помощников строится на диалоговой системе с нейросетями. Каждая машина имеет уникальный скелет, голос и облик. Эти особенности приближают ее к «двойнику» и делают более «человечной».

Восстание из мертвых

До Кардашьяна и Дали первые цифровые копии знаменитостей встречались в кино. В картине «Форрест Гамп» главный герой оказывается среди покойных американских президентов. Организовать такую «встречу» помог сложный монтаж архивных записей и нового отснятого материала.

Роберт Земекис использовал этот же способ в фильме «Контакт» в 1997 году. Тогда режиссёр добавил кадры с президентом Биллом Клинтоном, чем тот остался недоволен. На это Земекис заявил, что президент — публичная фигура, его образ может использоваться в искусстве.

Форрест с президентом Дж. Кеннеди

Похожая история происходила в индустрии рекламы. В 2009 году актёр Джон Уэйн (1907-1979) появился в роликах пива Coors Light. Производители напитка перевели большую сумму в Фонд исследования онкологических заболеваний имени Джона, чтобы получить его образ.

Одна из реклам с Джоном Уэйном

В ролике Volkswagen 2010 года повторили сцену из фильма «Поющие под дождём». Для этого создатели «воскресили» актера Джина Келли (1912-1996), который исполнил современный танец на фоне автомобиля. Два года спустя вышла реклама пылесоса с актёром Фредом Астером (1899-1987).

Джин Келли и его новый танец
Ролик с пылесосом Фреда Астера

В 2013 году производители шоколада Galaxy «вернули» на экраны Одри Хепберн (1929-1993). Разрешение на цифровизацию актрисы дали ее сыновья.

Одри Хепберн в рекламе Galaxy
Воссоздание «клона» на примере Моффа Таркина в «Изгой один»

В 2015-2019 годы кинематограф «воскресил» персонажей Пола Уокера (1973-2013) в «Форсаже 7», Питера Кушинга (1913-1994) и Кэрри Фишер (1956-2016) во франшизе «Звездные войны». Создатели посчитали этот подход правильным, так как герои были важны для сюжета. Однако поклонники отмечают, что цифровые личности в рекламе и кино не заменят живых актёров. Работа художников по компьютерной графике оказывается противоречивой, несмотря на результат.

Голос этики

Вопросы о возможностях цифрового бессмертия постоянно поднимаются на форумах и под постами о новом «чуде». Часть зрителей считает виртуальных двойников катастрофой для психического здоровья, сомнительным источником дохода. Психологи говорят об опасности иллюзии присутствия умершего человека в реальном мире. Возвращение покойных актёров на экраны вызывает у поклонников подсознательное отторжение, а не восторг.

Генеральный директор VR Concept Денис Захаркин полагает, что цифровое воскрешение мертвых станет естественным для человека. «Технология виртуальной реальности — это всего лишь […] инструмент для взаимодействия с информацией», — говорит он. В доказательство Захаркин приводит применение VR в реабилитации тяжелобольных. По его словам, это «можно рассматривать как психологическую разгрузку и возможность „отпустить“ ушедшего близкого человека».

Виртуальные копии все больше проникают в повседневность

Ольга Бакшутова, руководительница отдела медицинских консультаций BestDoctor, придерживается другого мнения. Она подчеркивает, что прощание с умершим будет полезно только после беседы со специалистом. «Если на пути к этому [прощанию] стоит что-то незавершенное, то я вижу смысл в таком инструменте», — добавляет Бакшутова. С ней солидарны исследователи Кристофер Керр и Эмбер Дэвиссон. Они отмечают, что виртуальные копии покойного — это обман и травма для неподготовленных людей.

Настоятель храма священномученика Климента Леонид Калинин утверждает, что цифровое бессмертие — «вмешательство в божий промысел и его волю». Такое воскрешение только усилит скорбь родственников. Гендиректор Digital Doubles Александр Неймарк, наоборот, уверяет, что виртуальная копия — новая форма жизни.

Каков итог?

Цифровые копии стали мощным инструментом для создания воспоминаний и памятников. При этом память об умершем остается сакральной темой для большей части общества. Все сильнее проявляется тонкая грань между личным пользованием и эксплуатацией виртуальных личностей.

Двойник Ф. М. Достоевского из приложения «Узнай Москву»

Индустрия Death Tech пока никак не регулируется. Правил, которые определяют использование данных для двойников, не существует. Разработчики и ученые считают это поле «серой зоной». Кто знает, возможно, в будущих завещаниях появится строка с разрешением создавать цифровую копию.

[1] Гипотеза японского учёного-робототехника и инженера Масахиро Мори. Согласно ей, робот или объект, который ведет себя как человек, подсознательно вызывает неприязнь.

Источники