VR-технологии меняют форму повествования в спектакле. Нарратив становится не линейным, как это принято в классическом театре, а многомерным. Здесь может возникнуть вопрос: если зритель сам выбирает, как разворачивается действие, то неужели история и действия героев от этого не меняются? Тупак Мартир, режиссер одного из британских VR-спектаклей, ответил на этот вопрос так: «История никогда не меняется, зритель выбирает то, на что ему смотреть. Мы лишь следуем тому пути, по которому они идут, понимая историю». То есть, конечно, зритель не сможет поменять сюжет, но он сможет выбрать то, как посмотреть на нарратив. В этом VR-спектакли дают нам полную свободу.
Пришло время взглянуть, как работают с VR зарубежные театральные режиссеры.
«Водолаз» (ориг. «Frogman»)
Британская компания Curious Detective выпустила проект «Водолаз» в 2018 году. В спектакле история происходит сразу в двух временных отрезках. VR-технологии поддерживают задумку режиссёра с игрой пространства внутри повествования.
Детство главной героини — 1995 год — разворачивается внутри альтернативной реальности, которую зрители могут увидеть, надев VR-очки. События настоящего времени не выходят за рамки классического театра — актеры играют на сцене без какого-либо взаимодействия со зрителем и сохраняя четвертую стену.
Что принципиально нового вводит режиссер в сюжет, используя технологии? Многие сцены для виртуального мира были сняты под водой. Находясь в пространстве театра, зрители могут буквально погрузиться в воду и увидеть все то, что видят водолазы, ныряя на глубину. Вода — часть истории, потому что под ней спрятаны доказательства, которые помогают детективу раскрыть дело. Таким образом, благодаря VR зритель снова становится соучастником.
«Нарисуй меня рядом» (ориг. «Draw Me Close»)
Это первая VR-постановка Национального театра Великобритании, написанная канадским драматургом Джорданом Таннахиллом.
Сюжет спектакля биографичен — Таннахилл в «Нарисуй меня рядом» рассказывает воспоминание о взаимоотношениях со своей мамой, у которой диагностировали рак.
Для режиссера и драматурга проекта было важно использовать VR-технологии, так как спектакль документален. Очки виртуальной реальности создают принципиально новое восприятие истории: часто люди не могут полностью прочувствовать те эмоции, которые испытывает другой человек. VR меняет это и приносит новую динамику в документальное повествование: все чувства героя зритель персонифицирует, дает им свою оценку, а значит — вносит свой вклад в историю.
Зритель — главный герой спектакля, он сам переживает воспоминания Джордана. В проекте задействована одна актриса — мама мальчика — и зритель, который ходит по закоулкам памяти героя. Задача актрисы — взаимодействовать со зрителями, согласно сценарию. Все, что главная героиня делает на сцене, VR-очки трансформируют в нарисованную черно-белую картинку.
Анимированная среда внутри очков, по словам драматурга, в полной мере представляет воспоминания — «осязаемое в одно мгновение и исчезающее, как только вы повернете голову».
Формат, который использует Таннахилл, можно охарактеризовать так: «зритель, пользователь, читатель, участник». Все, кто приходит посмотреть «Нарисуй меня рядом», оказываются соучастниками этой истории и получают возможность в буквальном смысле прожить другую жизнь.
«Космос внутри нас» (ориг. «Cosmos Within Us»)
Британская постановка режиссера Тупака Мартира, которая почти нивелирует барьеры между спектаклем, фильмом и музыкой. «Космос внутри нас» — это история об Айкене, 60-летнем мужчине, который пытается сохранить свои детские воспоминания, борясь с болезнью Альцгеймера.
Премьера проекта состоялась в 2019 году. Идея авторов заключалась в том, чтобы поменять модель повествования — сделать так, чтобы зритель был не сторонним наблюдателем, а залез во внутренний мир главного героя. Так возник Performance R — перформанс, который одновременно происходит в двух локациях. В физическом мире — на сцене — есть актеры, танцоры и музыканты, которые играют свои роли. В альтернативной реальности — внутри VR-очков — мысли главного героя, Айкена.
VR-технологии в этой постановке работают на повествование, ведь именно благодаря погружению в мозг Айкена зрителям удается вместе с ним захватить воспоминания прошлого и оставить их в памяти. Отличие этого спектакля заключается в том, что VR-очки надевает только главный герой, а зрители видят все, что происходит у него в голове, на большом экране. То есть, Тупак Мартир не ломает четвёртую стену между актером и зрителем, но все-таки позволяет последнему взаимодействовать с героем.
Важную роль в спектакле играет не только визуальная часть, но и музыка. Чтобы слышать все, что окружает героя, зрителям раздают специальные наушники.
«Все виды Лимбо» (ориг. «All Kinds of Limbo»)
Еще один спектакль от Национального театра Великобритании. Это музыкальная VR-постановка о влиянии Карибской культуры на британскую музыку. Главная героиня — певица Набия Брэндон — рассказывает свою историю.
Спектакль интересен тем, что актриса не выходит на сцену, да и сцены вообще-то нет. Вместо Набии Брэндон — голограмма, записанная заранее в зеленой студии на более чем 100 камер. Картинку транслируют зрителям VR-очки.
Новый формат дает возможность зрителям попасть на настоящее музыкальное выступление и испытать эмоции, близкие к тем, что обычно переживают на лайф-концертах.
VR расширяет возможности создателей спектакля и действительно раскрывает потенциал театральных постановок: теперь историю можно предоставить в руки зрителя и позволить ему самому решать, с какой стороны на нее посмотреть. Помимо этого, технологии открывают новые варианты работы с театральным (и не только) пространством — режиссеру не обязательно мыслить в рамках театральной сцены, ведь если героя надо отправить в морское плавание или назад в прошлое, не обязательно менять декорации и расписывать мизансцены — достаточно воспользоваться современными технологиями.