Читать нас в Telegram

Я вообще-то считаю себя ученым, и в понимании этой роли стараюсь следовать модели, предложенной академиком Михаилом Леоновичем Гаспаровым. В пору всеобщего увлечения идеями М. М. Бахтина Гаспаров вдруг обрисовал альтернативную точку зрения, и, раскритиковав концепции модного автора с позиций профессионального историка литературы, сформулировал вывод: Бахтин не ученый, потому что занимается не анализом, а синтезом. Не разбором, а соединением. Концепция «менипповой сатиры», на которой основывается в своей книге Бахтин, ничего общего не имеет с реальностью, это полностью вымышленная, «синтезированная» творческим началом Бахтина идея. Ученый, как считает Гаспаров, так поступать не должен, это удел художника, а не того, кто скрупулезно разбирается в реальных фактах.

«Нейробашкорт» — это, конечно, синтез. Речь идет об арт-проекте, который, с одной стороны, актуализирует традиционную башкирскую культуру, а с другой, делает это с помощью алгоритмов искусственного интеллекта.

Башкирская культура  —  это плод советского нациестроительства. Всем народам внутри СССР было назначено иметь культуру по заданному образцу: традиционное «народное» искусство (декоративно-прикладное, танцы, фольклор) и вырастающая из него современная культура (живопись, театр, кино, авторская литература). 

Канонизированная в рамках советской идеологии «народность» была противопоставлена официальному искусству прошлых веков, обслуживавшему интересы господствующих классов (феодалов или буржуа). Она же репрезентировала национальную идентичность: именно в традиционной народной культуре искали этническую специфику, то, что отличало нацию от соседних.

Традиционность, бывшая основой для всей конструкции национальной культуры, осталась с этой культурой надолго. Любые эксперименты — даже в области авторского творчества — оказываются робкими и нерешительными. До сих пор башкирские поэты в своем большинстве весьма неохотно осваивают верлибр, предпочитая ему проверенную временем рифмованную форму узун-кюй, восходящую к поволжскому песенному фольклору (см. монографию «Башкирский стих XX века. Корпусное исследование»).

Традиционное начало оказалась настолько сильным, что не только подавило остальные сигналы, но и причудливо ассимилировало советский модерн с его технологиями и городскими формами бытования искусства. В итоге башкирская культура прочно ассоциируется с официозным музейным пространством, с академическими фолиантами в твердых переплетах, с ТВ-передачами, в которых статика преобладает над динамикой.

Антрополог Леви-Стросс когда-то предложил классификацию культур на «холодные», живущие прошлым и не расположенные к изменениям, и «горячие», устремленные в будущее и поощряющие изобретение нового. Вряд ли будет преувеличением сказать, что у многих родившихся в недрах советского официоза культур «малых» народов температура на антропологическом градуснике понижена.

И вдруг — нейросети, искусственный интеллект, то, что ассоциируется с совершенно другими смыслами, существует в иной логике  —  переднего края, актуальности, свежести и новизны. Всё это в башкирском контексте неожиданно и удивительно.

Нейросети могут генерировать тексты, музыку, изображения, совершать с последними эффектные преобразования. А что если добавить в эти эксперименты этническую специфику? Если искусственный интеллект будет порождать стихи не на английском или русском, а на башкирском языке? Если фантастические пейзажи или портреты будут создаваться не на основе сокровищ мировой живописи, а используя в качестве обучающей выборки башкирскую художественную школу? Но и это только половина скандала. Что если добавить к этому современные средства доставки контента конечному потребителю? Инстаграм, тик-ток, паблик в VK

Вот это всё мы и попробовали.

Одна из картин, сгенерированных в рамках проекта «Нейробашкорт» на смешанной обучающей выборке пейзажей и натюрмортов башкирских художников

Итак, я обещал уроки. 

Во-первых, приходится мириться с тем, что наиболее частая реакция на такие эксперименты вовсе не ожидаемое любопытство, а прежде всего неприятие и отторжение. Даже не всегда понятно, чем оно вызвано: то ли необычностью порождаемого контента, то ли тем, что за картинами и стихами стоит не живой человек, а субъект иной — электронной — природы. К сожалению традиционному взгляду на культуру сопутствуют далекие от реальной творческой практики обывательские стереотипы типа того, что в искусстве должна быть «душа», которой у компьютера, естественно, нет. 

Видеоряд сгенерирован нейросетью, под него Минзаля Яхина читает стихотворение башкирского поэта Рами Гарипова «Февраль. Буран»

С чего наши уважаемые оппоненты взяли, что у человека душа точно есть, не очень понятно. Существование души вообще-то недоказанная гипотеза и с научной точки зрения (а споры о недостаточности «души» в Нейробашкорте ведутся в том числе и в научных публикациях) весьма сомнительная.

Как бы там ни было, гипотеза присутствия «души» в искусстве ничего не объясняет. Это только в досужих абстрактных размышлениях можно говорить о «душе», а спустишься до конкретного разговора о конкретном тексте — поди покажи, где там «душа»! Ничего не получится. Порядок слов, тропы, сочетаемость, метр, рифма  —  есть. А «души» не просматривается. Потому что это, как говорят философы, конструкт, то есть придуманная читателем сущность. И сущность бесполезная и для внимательного читателя, и для историка литературы. Неужели наличием «души» можно объяснить, почему на нас такое впечатление производят лихо закрученные стихи Пастернака или утонченный слог Мандельштама?

«Портрет», созданный сетью GAN на обучающей выборке портретов башкирских художников

Во-вторых, хайп, про который пишут СМИ, существует где-то в других плоскостях и измерениях. Он не здесь. В некоторый момент людям, следящим за новостями, могло показаться, что все сошли с ума на почве NFT-токенов, их продают за баснословные деньги, и происходит это как будто само собой, потому что это модно. 

Не ведитесь. 

Мы сгенерировали несколько NFT-токенов из наших картин,​ но их не то что никто не купил, их никто даже не посмотрел (просмотры отображаются в админке и я могу их отслеживать). 

Само собой ничего не продаётся, нужно вкладываться в пиар и рекламу. И в том, как это правильно делать, тоже больше вопросов, чем ответов.

Одна из картин «Нейробашкорта», изображения генерируются GAN на обучающей выборке работ башкирских художников

Еще важный урок. В человеческом смысле этот проект вернул мне веру в людей, главным образом — в самих башкир. Я так или иначе занимаюсь башкирской проблематикой около десяти лет, и за это время имел множество поводов обратиться к носителям языка за консультациями, советами, предложениями. К сожалению, большая часть таких переговоров была неудачной: дело кончалось тем, что мои сотрудники пропадали с горизонта, а я из-за этого терял время, а иногда и деньги. Но мои компаньоны по «Нейробашкорту» Нурия Мухаметдинова и Тансулпан Буракаева оказались на редкость ответственными и работоспособными. Излишне говорить, что без них ничего бы не получилось.

Одно это последнее оправдывает для меня существование этого странного хобби. Есть ли смысл у «Нейробашкорта» культурный смысл за пределами моего личного опыта, покажет время.