Пример работы генеративной модели Midjourney по запросу «Коммунистическая революция в киберпространстве»
Подтвердите, что вы не робот
Недавно моя подруга, талантливая художница и дизайнер, получила неожиданную претензию от заказчика. Посмотрев эскиз, клиент написал: «Я так понимаю, черновик сделан с использованием нейросети. Вы же перерисуете в итоговом варианте от руки?». На самом деле дизайн был сделан вручную. Моя подруга после этого высказалась в духе «Недооценила я нейросети, недооценила».
Это не первый случай, когда генеративные модели огорчают профессиональных художников. Не так давно MIT technology review рассказывал про польского художника Грега Рутковски, которого «заказывают» у генераторов изображений чаще, чем Леонардо Да Винчи и Пикассо. Парень просто рисовал ярко, рисовал много, да еще всегда аккуратно выкладывал картинки с подписями на английском языке, на которых удобно обучать модели. В результате художник стал лакомой пищей для ИИ-нейроплагиаторов. Теперь Рутковски переживает, что год спустя по его имени в интернете все будут находить только «производные» от него произведения, а не оригиналы.
Классовая борьба в XXI веке
Итак, живые белковые художники тонут в разверзшихся хлябях нейроплагиата… Некоторые из них уже объединяются в общественные движения и требуют запретить большие генеративные модели вроде DALLE, DALLE2, Stable Diffusion или Midjourney. Недавно трое художников — Сара Андерсен, Келли МакКернан и Карла Оритц — подали в суд на компанию Stability AI, обвинив ее в «нарушении авторских прав миллионов художников» из-за того, что компания обучала свою модель на миллионах изображений из интернета. Их иск на юридическом языке называется очень по-марксистски: «class action suit» — это означает, что истцы судятся не за себя, а представляют целый «класс» — класс художников-профессионалов.
Пример работы генеративной модели Midjourney по запросу «Художники тонут в море плагиата»
И в чем-то художники правы: вся «интеллектуальность» искусственного интеллекта — это все еще очень умелое обобщение работы множества естественных интеллектов. Просто технологии дошли до того, чтобы эффективно «обобществить» в одной модели цифровые следы миллионов человекочасов труда и таланта…
Результатом такого обобществления стал могучий конкурент любому, даже весьма талантливому художнику-индивидуалисту. Хотя бы потому, что художник хочет есть, спать и самореализовываться, а нейросеть — нет, она готова работать без остановки за еду электричество. Нейросеть вообще идеальный штрейкбрехер. И вот здесь как раз можно заметить, что приход ИИ в таком виде в чем-то похож на коммунистическую революцию.
Художники как буржуазия по Марксу
Ровно 175 лет назад был опубликован «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он начинался знаменитыми словами «Призрак бродит по Европе» и перечислял основные тезисы коммунистического движения.
Пример работы генеративной модели Midjourney по запросу «Карл Маркс и Фридрих Энгельс —хакеры»
Маркс и Энгельс писали о том, что буржуазия своей кипучей деятельностью несколько раз революционизировала экономику и создала производственные силы нового типа, но теперь сама не может с ними справиться — как волшебник, чье волшебство вышло из под контроля (да-да, это метафора Маркса и Энгельса, не моя). И поэтому теперь, по Марксу и Энгельсу, приходит время нового гегемона — пролетариата. Который не придумывал, конечно, всех этих станков, фабрик и конвейеров, но зато обеспечивает работу экономики своими телами и умами (прямо как массы пользователи обеспечивают контент в интернете, на котором учатся нейросети). И теперь пролетариат должен вырвать средства производства из рук придумавшей их буржуазии.
«Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»
Вкалывают роботы, счастлив человек?
Воплощение этих идей Маркса и Энгельса, как мы знаем, случилось уже в XX веке в череде революций. И сегодняшняя ситуация с художниками и нейросетями имеет явные параллели с тем, что происходило тогда. Были производители, привилегированные наличием средств производства таланта и навыков, эксплуатировавшие этот талант и эти навыки себе на пользу. Например, дизайнеры, художники, а вскоре к ним могут добавиться и программисты. Затем пришли революционные матросы нейросети — и все национализировали и обобществили, раскулачив прежнего творческого гегемона.
Пример работы генеративной модели Midjourney по запросу «Коммунистическая революция в киберпространстве»
Художнику, который играл здесь роль обеспеченного своим талантом буржуа или промышленника, стало хуже — его средства производства обесценились. Тем же, кто таланта не имел (интернет-пролетарии), после нейросетевой «национализации» дизайна стало лучше: на них свалилась коммунистическая халява в виде картинок очень приличного качества, которые генерируются бесплатно по обычному текстовому запросу.
Посмотрим, надолго ли такое счастье — и что будет дальше: НЭП, продразверстка, военный коммунизм, китайский путь или перестройка…