Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Что такое цифровой макияж и кому он может быть нужен

Цифровой макияж — это макияж, сгенерированный на фотографии при помощи инструментов работы с компьютерным зрением. В наши дни основной инструмент создания цифрового макияжа —  генеративные нейросети (GAN). 

Для чего

Сегодня есть несколько вариантов применения цифрового макияжа или чего-то близкого к нему. В ТикТоке есть режим примерки теней. В Photoshop недавно добавили возможность переноса макияжа: но возможность эта очень спорная, поскольку для идеальной работы опции лицо модели и лицо на фотографии-референсе должны максимально совпадать друг с другом. Наконец, у Sephora существует приложение, которое, по задумке создателей, позволяет примерить косметику разных марок.
О переносе макияжа написано немало, но ещё нет ни одной статьи, в которой бы речь была о генерации макияжа. И именно генерация макияжа — основная цель проекта, о котором мы рассказываем в этой статье.

При чём тут генерация макияжа

Работа визажиста в реальном мире — это услуга: накрасить модель для фотосессии, создать макияж для какого-то особого случая или показать человеку его лицо в другом образе. Роль макияжа в цифровом мире — скорее развлекательная: из интереса примерить на себя другую внешность или уже упомянутые маски в соцсетях. Что может объединить эти два мира? Образовательные цели.

Потренируйтесь лучше… на виртуалах

Все визажисты когда-то учатся быть визажистами. И каждому будущему визажисту необходимо освоить некие базовые навыки: например, научиться видеть базовую геометрическую композицию лица, в зависимости от формы лица и его черт подбирать тип макияжа. Также важно учитывать, что макияж может быть нужен в разных ситуациях — от похода на работу до тематической вечеринки, а значит, одни и те же инструменты и материалы можно применять совершенно по-разному, в зависимости от цели. Применение цифрового макияжа в образовательных целях позволит снять с преподавателей рутинную часть процесса обучения — и с учеником можно будет сразу переходить к более интересным задачам.

Итого: зачем нужен цифровой макияж

В результате цифровой макияж может применяться как минимум в четырёх направлениях: как инструмент для обучения будущих визажистов; как инструмент для помощи уже работающим визажистам; для примерки на себя нового образа; для создания контента.

Как это претворить в жизнь

Начало

Истоки этого проекта восходят к событиям четырёхлетней давности, когда коллега предложил Ксении на конференции Machine Learning for Creativity and Design  продемонстрировать мощь искусственного интеллекта. Поскольку автор проекта Ксения Бурая умеет и программировать, и создавать макияжи, идея проекта была в том, чтобы объединить эти две области. За месяц, остававшийся до конференции, удалось создать модель, которая была способна генерировать произвольные цветовые пятна на человеческом лице.

Перенос макияжей, созданных генеративной сетью, на лица людей —
на заре реализации проекта

По словам профессионального визажиста, на тот момент эти пятна не несли никакого смысла. В этой точке начинается развитие идеи цифрового макияжа.

Как оцифровать макияж

Чтобы понять, как работать над проектом и в какую сторону его развивать, необходимо понять цели и задачи этого проекта. В случае с цифровым макияжем нужно соотнести понятия и представления реального мира с принципами работы искусственного интеллекта.

Проблема заключается в том, что компьютер работает только с очень конкретными объектами, которые в конечном счете (на уровне процессоров и памяти) формализуются в двоичной форме. Получается, нужно переложить систему мышления визажиста на какой-то из множества формальных языков, которые способен обработать компьютер. Значит, нужно определить, что такое макияж вообще и как он может быть формализован для искусственного интеллекта.

Макияж вообще — это искусство оформления лица с помощью декоративной косметики, в котором лицо рассматривается как 3D-холст. Грубо говоря, создавая макияж, мы наносим на лицо некие цветовые пятна. С позиции искусственного интеллекта макияж — это законы расположения тех самых цветовых пятен на координатах 3D-холста.

В результате, задача генеративного макияжа для искусственного интеллекта — сгенерировать на 3D-холсте цветовые пятна таким образом, чтобы они отвечали базовым правилам композиции макияжа. Следовательно, необходимо научить модель искусственного интеллекта работать по этим правилам. Но для того, чтобы хорошо работать с 3D-объектами, в компьютерном зрении нужно делать шаги постепенно и начинать в  2D-плоскости.

Что уже получилось сделать:

Текущий результат работы модели генеративного макияжа

Смотрим в светлое будущее

Идеальная модель искусственного интеллекта для цифрового макияжа должна работать на двух уровнях: базовый, на котором искусственный интеллект генерирует любой осмысленный макияж, и продвинутый, на котором генерация становится настраиваемой. На первом уровне создаётся макияж из базовых элементов. На втором уровне появляется возможность создавать композицию художественного макияжа из базовых и художественных элементов.

Говоря словами самой Ксении Бурой: “Если мы научимся генерировать макияж — значит, мы научимся и понимать его. Если мы научимся понимать его — значит, сможем помогать визажистам при обучении”.

Похожие проекты в искусстве

Двое учёных: Kang Zhang (преподаватель из Техасского университета в Далласе, США)  и Jinhui Yu (преподаватель из Чжэнзянского университета в Китае) создали программу, которая способна генерировать картины в стиле Василия Кандинского времён его преподавания в Баухаусе. За основу работы они взяли книгу самого Кандинского “Точка и линия на плоскости” (1926), в которой он детально описывает принципы и правила своего искусства. Разложив творчество Кандинского на составляющие, учёные получили возможность объяснить эти принципы программе. Вот что у них получилось:

Вот пример настоящей картины Кандинского:

Эта и многие другие подобные работы показывают, что имея хорошо описанную систему, мы можем воспроизвести как минимум отдельные части творческого процесса. А значит, и творческий процесс визажиста должен быть вполне воспроизводим.

Источники

  1. Ксения Бурая, Цифровой макияж.
  2. Telegram-канал проекта Makeup & Science
  3. Группа проекта Makeup & Science Вконтакте
  4. Generation of Kandinsky Art 

Совместный материал медиапроекта Системного Блока и Центра цифровых гуманитарных исследований ИТМО