Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Женя Родикова

Ранее мы рассказывали о том, что такое онлайн-кладбище, как появился этот феномен и как трансформируется отношение к кладбищам в новой реальности. Об этом вы можете прочитать здесь

В гуманитарных науках пока нет четкой классификации виртуальных кладбищ, потому что это достаточно новое и уникальное явление. Сейчас социологи выделяют следующие виды виртуальных кладбищ: ритуальные агентства, страницы умерших в соцсетях, онлайн-мемориалы.

Ритуальные агентства

Здесь виртуальное траурное пространство прямо связано с реальным местом усопшего. 

На надгробиях можно поместить я QR-коды (специальный код, на котором хранится информация об ушедшем, его можно прикрепить на памятник). Такую услугу уже активно внедряют ритуальные агентства при поддержке цифровых ритуальных сервисов

Изображение QR-кода на могиле заслуженного деятеля науки РСФСР и Татарской АССР Валериана Владимировича Милославского. Взято с https://kazangmu.ru/general-hygiene/7175-na-mogilakh-uchenykh-na-arskom-kladbishche-kazani-poyavilis-qr-kody 

Появляются экраны на могилах: специальный dashboard, который работает, когда датчики фиксируют рядом активность, и на экране появляются видеоролики, текст или слайд-шоу с фотографиями усопшего.

Мультимедийный надгробный памятник на могилы Янеза Млакара в городе Марибор, Словения. Взято https://www.techinsider.ru/gadgets/366042-pervyy-v-mire-multimediynyy-nadgrobnyy-pamyatnik/ 

Развиваются NFC-надгробия — это микрочип, который может быть внедрен в памятник. Устройство может хранить до 1000 слов и изображений, которые потом передаются на смартфон с чипом NFC.

Появляются техно-кладбища. Например, в Японии функционирует целое технологическое кладбище Ruriden. Кладбище хранит множество урн с прахом, вход осуществляется по специальной смарт-карте. После того, как человек приложил карту, нужная ячейка с прахом усопшего подсвечивается определенным цветом.

Колумбарий Ruriden (Токио). Изображение взято из https://www.festivalsherpa.com/buddhist-priest-performing-rituals-help-techno-music/amp/ 

В период COVID-19 активно начала появляться услуга онлайн-похорон, где родственникам и близким усопшего предлагалось провести церемонию прощания в ZOOM или другом подобном приложении. После COVID-19 эта практика продолжила свое существование, так как сейчас, например, кто-то не смог приехать на похороны по каким-либо иным причинам — из-за проживания в другой стране или срочной командировки. 

Страницы умерших пользователей в социальных сетях

После смерти пользователя его страница в соцсети становится «мемориалом памяти».

Социальные сети ВКонтакте, Facebook, Instagram* и т. д. действительно можно считать виртуальным кладбищем, так как страница мертвого человека способна на просторах социальной сети превратиться в онлайн-мемориал, где другие пользователи могут совершать практики поминовения.

 Исследователи делают прогноз, что уже к 2070 году умерших пользователей соцсети станет больше, чем живых. Поэтому администрации соцсетей сталкиваются с тем, что нужно начать пересматривать взаимодействие живых и мертвых пользователей в социальных сетях. У некоторых пользователей соцсетей уже бывали случае, когда соцсеть предлагает «добавить в друзья» умершего человека или выдает плашку «Сегодня день рождения у вашего друга, поздравьте его!», а друга уже нет в живых.

Из-за присутствия умерших в публичном пространстве начинают возникать паблики, демонстрирующие страницы мертвых людей, например, vk.com/deadpagesvk или https://vk.com/rip_pages. Но специфика таких виртуальных кладбищ заключается в том, что умерший человек и участник сообщества не имеют родственных или дружественных отношений друг с другом, что приводит к десакрализации смерти. Так, мы начинаем наблюдать проявления RIP-троллинга (оскорбления и насмешки в адрес умершего человека). Психологи говорят, что таким образом человек хочет привлечь к себе внимание или справиться со страхом смерти.

Также появился термин Death Tourism (посещение различных групп смерти или страничек мертвых пользователей в интернете). По сути, любого человека, кто посещает страницу умершего человека или группы смерти, можно назвать Death Tourist.

Онлайн-мемориалы

Здесь образ умершего человека становится симулякром — копией, подменяющей оригинал. Так как нет ни материальной, ни виртуальной причастности человека к месту, необходимо создать новое пространство, чтобы запечатлеть память о человеке.

В пространстве таких онлайн-мемориалов, как и на обычном кладбище, люди начинают создавать поминальные практики: оставляют памятные комментарии, отправляют картинки и ставят поминальные свечи и т.д.

В России существует множество таких сайтов, например, «Помню.Рус», Umer.ru, «Помним-онлайн» и др. Все они созданы по одному жанру: описание проекта, страницы умерших людей в виде плашек с фотографиями и возможность оставить памятный комментарий.

Сайт Umer.ru

Проблема таких виртуальных кладбищ в том, что они не связаны с присутствием в них покойных людей. Эти страницы памяти не отсылают к индивиду в реальном мире к месту захоронения. Также онлайн-мемориалы не являются виртуальным пространством, где раньше действовали умершие в качестве пользователей сети. Поэтому подобные сайты вызывают много вопросов у людей, например, «зачем трогать души умерших людей, создавая для них виртуальную могилу?», «когда мы приходим на физическое кладбище, мы приходим к усопшему, а к кому мы будем приходить здесь?», «зачем афишировать свое горе?» и т. д.

С другой стороны, такие сервисы и сайты могут быть полезными, например, для тех, кто живет далеко от физической могилы и не имеет возможности посетить ее. Или для кого-то это может оказаться подходящим способом выражения горя и соболезнований. 

Оторванность места в онлайн-пространстве от реального надгробия и от присутствия умершего пользователя в Интернете объясняет возникновение «липовых онлайн-мемориалов». Люди начинают создавать виртуальные памятники знаменитостям и тем, кто никогда не существовал цифровой среде: например, третьи лица регистрируют онлайн-мемориал Юрия Гагарина или Николая I.

Новая реальность

Помимо основных видов, существуют и подвиды виртуальных кладбищ. Например, в декабре 2021 года команда Opera GX запустила первое виртуальное кладбище геймеров. Там устанавливаются виртуальные могилы тем, кто перестали играть в игры по разным причинам. 8-битное цифровое надгробие может сделать любой желающий. Согласно статистике проекта, там уже есть более 26 тыс. ушедших из разных игр ников игроков. При заходе на страничку с цифровым воспоминанием об игроке можно нажать F, чтобы отдать ему дань уважения.

Виртуальное кладбище геймеров от Opera GX. Подробнее https://gamergraveyard.gg/yard 

Также существуют виртуальные кладбища домашних животных. Люди могут создать страницу памяти своего питомца на сайте. Первое виртуальное кладбище домашних животных было создано жительницей Кейп-Канаверала (США, Флорида) Джинни Бранкато и называется Rainbow Bridge.

Сайт Rainbow Bridge

В России отдельно хочется выделить сайт «Зоорай», который был создан в 2005 году Алексеем Козыревым. Алексей решил создать виртуальное кладбище после смерти кота Шмыги, а красочный и яркий дизайн сайта переносит нас в легенду о радужном мосте и дарит ощущение теплоты и спокойствия. Здесь хозяева создают мертвым питомцам не надгробия, а домики. Под каждым виртуальным домиком есть страница памяти, где можно оставить пожелание или подарок в виде виртуальной открытки. Хозяева рассказывают истории жизни питомца, его последние часы жизни, а также открыто делятся своим горем. Есть также уникальная практика «письмо питомца с радуги», где питомец в лице хозяина может написать письмо о том, как ему живется на радуге, как сильно он соскучился по хозяину и т.д.

Сайт «Зоорай»

Смерть — это всегда столкновение частного и публичного. И виртуальные кладбища являются этому подтверждением. Благодаря цифровым технологиям, у нас повысился уровень свободы, мы можем открыто и публично говорить и писать своем горе и утрате. Но, с другой стороны, появляется много отклоняющихся практик, которые превращают виртуальные кладбища в рассадник черного юмора.


[1] Gilbert N., Sofka M. Dying, Death, and Grief in an Online Universe: For Counselors and Educators. Springer Publishing Company, 2012. P. 8–24. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/.

* принадлежат компании «Meta», признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ

Источники:

Как похоронить котенка в интернете

Феномен танатосенситивности цифровой среды 

Малаканова О.А., Табеева Ю.А. Феномен виртуальных кладбищ 

Рунаев Т. А. Виртуальные кладбища как коммеморативные практики: разновидности и векторы развития