Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

После пандемии мировой рынок EdTech (от англ. Education Technology — технологии в образовании) показал значительный рост (на 20% в год) и теперь максимально привлекателен для инвесторов. Из рейтинга, составленного агентством Smart Ranking, следует, что с 2020 года выручка в EdTech выросла более чем в четыре раза.

На сегодняшний день EdTech — это одно из самых открытых для женщин карьерных направлений, что в целом продолжает тенденцию на феминизацию сферы образования, заложенную еще в XIX веке. К 2020 году, согласно данным Института Брукингса и министерства образования США, 75% учителей в Америке — женщины. В России среди школьных учителей 88,3% женщин и 57,6% — среди преподавателей вузов.

Какие проблемы решает EdTech

EdTech — одно из важных средств для борьбы с образовательным неравенством на всех уровнях. Эта сфера не только обеспечивает доступ к базовым школьным знаниям и отлично закрывает потребность в дополнительном образовании, но и решает некоторые другие проблемы. Например, в Кении благодаря EdTech уменьшился уровень коррупции в образовании и сократился недобор учителей.

Кроме того, EdTech налаживает коммуникацию между детьми, родителями и школой: образовательные приложения помогают родителю оценивать прогресс ребенка и при этом быть в более плотном контакте с учителем, снижая уровень своего недоверия. В тех сообществах, где родители не так открыты к тому, чтобы отправлять дочерей в школы, это особенно важно: общение с учителем и видимый прогресс уменьшают их ощущение небезопасности посещения учебного заведения. Для детей — особенно для девочек — это значимо, так как в результате они получают необходимую поддержку родителей для продолжения своего обучения. Особенно важно это в семьях, которые ограничены в возможностях приобретать гаджеты, из-за чего у ребёнка нет самостоятельного доступа в сеть.

Участники форума E-learning Africa 2023. Фото: Dominik Tryba, официальный сайт форума

Исследование 2022 года показывает, что в онлайн-образовании гендерный разрыв значительно сокращается. Например, во время пандемии в Мексике женщины составляли до 50% от всего количества обучающихся.

Почему женщины выбирают EdTech

Прежде всего, для женщин это более доступный и удобный формат, чем очное образование. Он даёт им чувство безопасности, позволяет быть мобильными и легче встраивается в график домашних дел.

При этом прошедшие онлайн-обучение женщины не только улучшают собственное финансовое состояние, но и способствуют общему экономическому развитию страны, выходя на рынок с новыми навыками или создавая новые рабочие места.

Неравенство в самом EdTech

Хоть сфера EdTech и направлена на то, чтобы облегчить доступ к образованию и восстановить гендерный баланс, в том числе в академической среде, существенное неравенство есть и здесь, как и в целом во всей IT-сфере. Может показаться, что IT-сфера — пространство весьма эгалитарное (уравнивающее), но на самом деле это совсем не так. Она унаследовала от патриархального корпоративного устройства многие нарушения прав женщин: разницу в зарплатах, отсутствие социальной поддержки, недостаточную видимость женщин.

Многие женщины, работающие на цифровых платформах, признаются, что часто могут обеспечить себе здесь только базовый доход, в то время как мужчины на тех же должностях имеют более широкий диапазон возможностей для роста.

Кенийская исследовательница Грейс Наатабало говорит о том, что опрошенные ею мужчины называли онлайн-подработки «благом для женщин». Женщины-респондентки же высказывались совершенно иначе. Ответы мужчин для них выражали предвзятость в отношении офлайн-работы как единственно полноценной.

Возможно, в том числе такое несерьёзное отношение к труду женщин онлайн приводит к тому, что работа и учёба без необходимости покидать домашнее пространство не разгружает их, а становится для них двойной нагрузкой. Это так называемый myth of flexibility: желая стать ценным специалистом c актуальными навыками, женщина, тем не менее, не имеет возможности отказаться от бытовых и семейных обязанностей и с трудом балансирует между карьерой и домом. Особенно проблематичным это становится в обществах с сильными патриархальными установками.

Malala Fund, основанный Малалой Юсуфзай, разрабатывает программы в поддержку образования девочек. Фото: официальный сайт фонда

Проблемы взаимодействия женской части населения со сферой IT могут начинаться ещё с детства. Например, работу девочек с EdTech ограничивает банальная недоступность интернета и всё те же социальные рамки. Так, например, исследование, проведённое Malala Foundation, показало, что 61% отцов в Нигерии активно отговаривают своих дочерей от использования интернета. Это же исследование выявило, что во время пандемии Covid-19 в 36% случаев отцы склонны были помогать с онлайн-обучением сыновьям, нежели дочерям.

Цифровой разрыв между городскими и сельскими жительницами всегда заметен, и эта проблема очень беспокоит помогающие организации. Особенно  велик он в Африке: в Уганде, Кении, Мозамбике, Танзании и Руанде он превышает 150%. Многие из этих женщин сталкиваются с так называемой «ловушкой доступа»: при видимой доступности интернета провайдеры не покрывают те регионы, которые не приносят финансовой выгоды от инвестиций.

Способы преодоления гендерного неравенства в образовании

Главный выход из ситуации — государственное финансирование сферы EdTech. UNICEF (Фонд ООН помощи детям) задает планку в 1,4 триллиона долларов — именно столько должны инвестировать в EdTech государства, чтобы обеспечить повсеместное онлайн-образование для девочек к 2030 году.

Чтобы улучшить для женщин доступ к интернету, также предлагается задействовать государственные механизмы. Например, создав и выведя в приоритетные программы поддержки фонды, обеспечивающие развитие телекома и 100%-ное покрытие площади страны сетями связи. Нельзя назвать этот вариант реалистичным, учитывая, что государственный бюджет многих развивающихся стран находится в дефиците, и сложно представить, что инвестирование в EdTech станет первой статьёй расходов.

Вторым вариантом преодоления gender gap (гендерного разрыва) становится разработка социальных программ и помогающих стратегий. В Кыргызстане цифровой разрыв предлагают сокращать путём проведения кампаний по формированию цифровой грамотности. При этом язык цифрового контента предпочтительно должен быть национальным, а не международным, чтобы это не оттолкнуло пользовательниц. В Коста-Рике после проведения исследований о доступности интернета для женщин ключевое министерство разработало особую гендерную стратегию. В её основу лёг анализ основных ограничений, с которыми сталкиваются женщины, с учётом всех данных (образование, возраст, место жительства и т. д.). Кроме того, были созданы онлайн-программы, направленные на нужды женщин как пользователей и как разработчиков.

Во многих странах разрабатываются специальные программы, помогающие преодолеть гендерный разрыв в образовании. Фото: Unsplash

Третий вариант — работа НКО и крупных компаний, заинтересованных в инвестициях в сферу. Например, на пике пандемии ковида организация Mercy Corps разработала серию уроков для девочек из Непала, беспокоящихся о том, что им будет сложно сдать итоговые экзамены. После проведённого социологического исследования оказалось, что непальские девочки имеют гораздо меньший доступ к образованию, чем мальчики, поэтому имеют меньше шансов на дальнейшую успешную учёбу и карьеру. Проект помог выровнять статистику. Суммарно курс со всеми уроками длился 15 часов и предлагал четыре блока по основным предметам: математике, английскому, непальскому и естественным наукам. Трансляцию уроков было решено проводить с помощью местных радиостанций, которые работали в районах Канчанпур и Кайлали и охватывали полмиллиона учеников.

Как EdTech вовлекает девочек в STEM

EdTech, спонсируемый крупными корпорациями, активно работает над включением девочек в STEM (новый подход, в котором естественные науки, техника, инженерия и математика объединены в одну систему). Ведь девочки, чувствуя себя недопредставленными в этих областях знаний и не имея достаточно информации, о чём они в целом, реже выбирают в них карьеру. Особенно если при этом они из малообеспеченных социальных слоёв и потому меньше соприкасаются с наукой и реже получают поддержку от своих родителей при интересе к STEM.

Чтобы показать девочкам доступность для них научно-технических сфер, под попечительством торговой организации GSM Association была создана серия мастер-классов Tech4Girls продолжительностью от одного до пяти дней. Занятия были проведены в Кении, Пакистане, Тринидаде и Тобаго, Ямайке и США. В программе поучаствовали 442 девочки, при этом им не только преподавали азы цифровой грамотности, но и предложили разработать собственные приложения.

Стереотип про девочек-лириков и мальчиков-физиков ничем не подтверждается. Конечно, статистика растёт, и отрасль вовлекает всё больше и больше женщин. Тем не менее, гендерное неравенство в сфере STEM всё ещё вызывает тревогу у экспертов. Женщины активно задействованы в тех областях, которые связаны со здравоохранением, но крайне слабо — в так называемых «мужских» направлениях: математике или инжиниринге. Современные исследования обнаружили интересный феномен в отношении участия женщин в сферах науки, технологий, инженерии и математики. Парадокс заключается в том, что в странах с более высоким уровнем гендерного равенства наблюдается меньшее количество женщин, занятых в этих областях. Напротив, в странах с более низкими показателями гендерного равенства участие женщин в STEM-сферах выше. Так, например, происходит во многих странах Латинской Америки и Карибского бассейна: там достигнута паритетная пропорция мужчин и женщин среди исследователей, и женщины составляют 45% от общего числа.

Гендерное неравенство в STEM по-прежнему остаётся актуальной проблемой. Фото: Unsplash

В EdTech также наметилась исключительно положительная тенденция: число женщин в этой сфере постоянно растёт и, соответственно, увеличивается количество выходящих с полученными навыками на рынок. Согласно отчёту Coursera, к 2023 году многие страны достигли гендерного паритета в онлайн-обучении. В Северной Америке отмечается самая высокая доля женщин, обучающихся онлайн, среди всех регионов мира — 51%, включая Канаду (55%) и США (51%). За ней следует Латинская Америка (49%). Многие другие страны также сократили гендерный разрыв в онлайн-обучении: это Филиппины (51%), Таиланд (51%), Мексика (51%), Испания (50%), Чили (50%) и Колумбия (50%). В среднем женщины составляют 43% слушателей Coursera, а доля женщин, получивших сертификаты по STEM-специальностям, за год увеличилась на 13%.

При таком дружелюбии сферы EdTech картину портит одна ключевая для всех сфер проблема — архаичное устройство рынка труда. Однако постепенно и он принимает совершенно новый, профеминистский вид — в том числе благодаря EdTech.

Источники

  1. Crompton H.,  Chigona A., Jordan K., Myers Ch. Inequalities in Girls’ Learning Opportunities via EdTech: Addressing the Challenge of Covid-19 [Электронный ресурс] // Working Paper 31. EdTech Hub. URL: https://docs.edtechhub.org/lib/D6PWMC4I/download/LNDBFWHV/Crompton%20et%20al.%20-%202021%20-%20Inequalities%20in%20Girls_%20Learning%20Opportunities%20via%20.pdf (дата обращения: 07.04.2024).
  2. Sáinz M., Arroyo L., Castaño C. Mujeres y digitalización. De las brechas a los algoritmoss : Каталог публикаций Главного государственного управления [Электронный ресурс] // Институт по делам женщин и обеспечению равных возможностей. Министерство по вопросам равенства. URL: Mujeres y digitalización. De las brechas a los algoritmos (дата обращения: 07.04.2024).
  3. Использование новаторства, результатов технического прогресса и образования в цифровую эпоху для достижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек  [Электронный ресурс] // Материалы 67-й сессии Комиссии по положению женщин. URL: https://www.unwomen.org/sites/default/files/2023-03/Expert%20guidance%20and%20substantive%20inputs%20to_Russian.pdf (дата обращения: 07.04.2024).
  4. Global perspectives on women, work, and digital labour platforms: A collection of articles from around the world on women’s experiences of digital labour platforms [Электронный ресурс] // Digital future society. URL: https://digitalfuturesociety.com/app/uploads/2022/07/Global_Perspectives_on_Women_Work_and_Digital_Labour_Platforms_eng-1.pdf (дата обращения: 07.04.2024).