Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

От школы к научной деятельности

Исследование Гарвардских ученых 2019 года показало, что гендерный разрыв в STEM (Science, Technology, Engineering and Math — Наука, Технологии, Инженерия и Математика) начинается со школьной скамьи. К средней школе в США среди детей, мечтающих стать математиками и инженерами, мальчиков вдвое больше, чем девочек. Та же тенденция прослеживается в старшей школе: девочки составляют 61% на курсе биологии, 52% на курсе статистики и 50% на химии, но только 23% на информатике и 29% на физике. В колледже разрыв увеличивается: мужчины в пять раз чаще изучают инженерию и IT.

Гендерный разрыв среди абитуриентов колледжей в США. Источник: Journal of Neuroscience 11 September 2019, 39 (37)

На первый взгляд кажется, что статистика мужчин и женщин, получающих степень бакалавра, выравнивается: 50% бакалавров в области науки и техники — это женщины. Но если исключить из этого широкого спектра все социальные и поведенческие науки, окажется, что в классических дисциплинах STEM женщины-бакалавры составляют только 38%.

Гендерный разрыв в науке

Исследование 2020 года, проведенное учеными Северо-Восточного университета Бостона и Копенгагенского университета, показало специфику гендерного разрыва в академической среде. Для исследования были проанализированы карьеры более семи миллионов ученых по всему миру в период с 1900 по 2016 год.

Статистика в целом показала рост доли исследовательниц: 35% в 2005 против 12% в 1955 среди всех дисциплин. Но этот показатель можно считать средней температурой по больнице: процент женщин существенно разнится в зависимости от сферы исследований (15% в STEM и 33% в психологии) и страны (28% в Германии и 50% в России).

Гендерный дисбаланс в академической среде с 1955 года. Источник: PNAS March 3, 2020 117 (9)

Разница в количестве исследователей-мужчин и исследователей-женщин — не единственное проявление гендерного дисбаланса. Статистика показала, что вне зависимости от дисциплины или страны мужчины за свою карьеру в среднем публикуют 13.2 работ, в то время как женщины — только 9.6. При этом ежегодная продуктивность мужчин и женщин практически одинакова — женщины в среднем публикуют 1.33 работы, мужчины — 1.32.

Причина меньшего количества публикаций исследовательниц кроется в средней длине их научной карьеры — она на 1.7 года короче, чем у коллег-мужчин. В этом исследовании под словом «карьера» имеется в виду только период с первой до последней публикации (т.е. именно академическая деятельность), дальнейшая карьера, связанная с преподаванием или административной работой, не учитывается.

В среднем работы мужчин цитируют на 30% чаще, чем работы женщин. Исследователи объяснили эту закономерность длиной карьеры ученых разного гендера. В пару женщинам из выборки они подобрали мужчин из тех же научных сфер с такими же продолжительностями карьер. Гендерный разрыв между исследователями с одинаковой длиной карьеры существенно сократился: разница в общей продуктивности с 31% упала до 7.8%, а разница в цитируемости — с 38.4% до 12%.

Неравенство зарплаты

Общая статистика заработной платы мужчин и женщин показывает, что женщины в среднем получают 79% от заработка мужчин. Делать выводы на основе этих данных некорректно, так как они не учитывают важные социальные факторы. Во-первых, мужчины больше представлены в частном коммерческом секторе, в то время как женщины — в государственном (по крайней мере в США). Во-вторых, женщины-ученые обычно моложе мужчин, и недостаток опыта также сказывается на зарплате. И наконец, женщины чаще занимают низкооплачиваемые должности, иногда предполагающие неполный рабочий день.

Ученые Гарварда провели эксперимент, сводящий все эти факторы к минимуму — сравнили мужчин и женщин одинакового возраста с одинаковым стажем, занимающих аналогичные должности. Оказалось, что даже в этом случае женщины в сфере STEM получают на 9% меньше мужчин. Моделирование 2018 года показало, что гендерный разрыв даже в 3% может накапливаться в размере более 500 тысяч долларов за всю карьеру ученого.

Среднегодовая заработная плата (в долларах) всех штатных работников в 2015 году. Источник: Journal of Neuroscience 11 September 2019, 39 (37)

Исследования схем финансирования конца XX века предполагали, что женщины реже получают гранты, но сегодня большинство финансирующих агентств США выдают примерно одинаковое количество грантов ученым обоих гендеров. Тем не менее, определенный гендерный разрыв все еще существует. Женщины в среднем реже продлевают гранты и реже получают крупные суммы. Более того, многие органы, финансирующие традиционно «мужские» отрасли (НАСА, Министерство обороны, Министерство энергетики) не собирают или не предоставляют информацию о выданных грантах. Чаще всего это делается из соображений национальной безопасности, но без этих данных невозможно оценить гендерный разрыв в финансировании этих областей науки.

Причины гендерного неравенства

На протяжении большей части XX века успех в STEM пытались спрогнозировать с помощью анализа математических способностей стандартизированными тестами. Современные исследования доказали, что гендерное различие в когнитивных (в том числе математических) способностях настолько мало, что его можно считать погрешностью.

Может быть, дело не в математических способностях, а в производительности? Тесты показывают, что мальчики с детского сада производительнее девочек в точных науках. Однако среди высококвалифицированных работников этот разрыв быстро сокращался в течении последних десятилетий: в 1980-х он составлял пропорцию 13.5:1, в 1990-х — уже 3.8:1, сегодня — 2:1. Кроме того, этот показатель сильно разнится в зависимости от страны и региона. Также замечено, что женщины показывают худший результат, если перед тестированием сказать участникам, что тест направлен на выявление гендерных различий.

Все эти факторы заставляют усомниться в том, что более высокая производительность — врожденная мужская черта.

Выученные социальные роли

Большинство современных исследований связывает гендерное разделение в STEM с социальными ролями, которые дети усваивают через воспитание в семье и социализацию в детских садах и школах. Российское исследование гендерного разделения в математических лицеях Санкт-Петербурга показало, что мальчиков, интересующихся математикой, в несколько раз больше, чем девочек.

Эту закономерность исследователи и эксперты связали с несколькими факторами социализации. Во-первых, математика считается наукой «для мальчиков» из-за распространенных гендерных стереотипов. Респонденты высказывали мнения о том, что математика — сложная и высокооплачиваемая область науки, а для девочки гораздо важнее «удачно» выйти замуж и завести семью. Стереотип о том, что девочки больше тяготеют к гуманитарным дисциплинам также объясняли материнским инстинктом, физиологией, гормонами, якобы мешающими карьере программиста или инженера.

На деле оказалось, что гормоны к математике отношения не имеют. На интерес девочек к точным наукам сильно влияет семья: в семьях, где родители или ближайшие родственники занимаются точными науками, склонность школьниц к математике замечают быстрее и чаще способствуют развитию ребенка в этой сфере. В результате дети чувствуют себя гораздо увереннее в дисциплинах STEM и добиваются больших успехов.

Еще одна причина преобладания мужчин в STEM — высокая конкуренция в этой среде. Традиционное воспитание девочки предполагает поощрение таких качеств, как прилежность, усидчивость, послушность. У мальчиков, как правило, все наоборот — в них поощряют активность и волевые качества. Ребенок, с самого детства готовый к конкуренции и борьбе, в будущем успешнее справляется со стрессом и, как следствие, легче переносит конкуренцию на работе.

Несмотря на то, что гендерное неравенство в науке сегодня проявляется гораздо меньше, чем полвека назад, женщины в STEM все еще остаются в меньшинстве из-за популярных заблуждений и особенностей женской гендерной социализации.

Источники