Урок математики в школе — это сложное, многогранное действо со своими законами, формулами, понятиями и активностями. Часто дети сталкиваются с трудностями: не понимают, как применить на практике полученную информацию, тонут в математических абстракциях, теряют желание учиться. В этом случае учитель, обладающий высоким уровнем мастерства и необходимыми знаниями в данной области, способен решить эти проблемы, потому что в рамках урока математики он примеряет несколько ролей: коуча, практика, мотиватора и лидера.
За последние 10 лет форма, средства и технологии, применяемые на уроке математики, сильно изменили его облик. Это связано с техническим оснащением школ, появлением гаджетов, цифровизацией образования, омоложением педагогических кадров, изучением вопроса «математической тревожности» в научных кругах.
Особую роль в трансформации урока сыграл 2020 год, когда все учебные заведения в России вынужденно перешли на дистанционный формат обучения. С тех пор прошло уже почти два года, и можно подвести некоторые итоги. Вот какие изменения произошли на уроках математики в школах:
- Современные уроки математики в школах проводятся очно, дистанционно или в гибридном формате. Дистанционное обучение реализуется с помощью платформ для видеоконференцсвязи: Zoom, Discord, Skype, Hangouts, Сферум, и др. Гибридный урок является более ресурсно затратным и сочетает в себе очный и дистанционный форматы.
- Для работах в группах, парах или индивидуально педагог использует интерактивную доску Miro или Google Gamboard. Например, на уроке геометрии в 8 классе при повторении главы «Четырехугольники» ребятам предлагается сыграть в игру «Я знаю…» в программе Miro. Игра состоит из 90 карточек: 30 — жёлтых (2 балла), 30 — зелёных (4 балла) и 30 красных (6 баллов). Задача ученика ответить на вопросы или решить задачу, набрав минимум 6 баллов, а максимум 18.
- Программы Gephi, GeoGebra, «Живая геометрия» и др. выполняют функцию дублирования и визуализации изучаемого материала, а также позволяют выполнять качественные чертежи в программе.
- Для контроля знаний учащихся используются такие ресурсы, как Online Test Pad, Skysmart, Foxford, Google Forms и др.
- Учитель математики часто работает с абстрактными понятиями и объектами. И для того, чтобы заинтересовать детей, ему необходимо установить аналогию с реальным миром, особенно с профессиями, где применяется это знание. Так, при разборе материала «Статистические характеристики» в 7 классе педагог приводит в пример работу аналитика данных: человека, который должен хорошо разбираться в математике, информатике, компьютерных науках, статистике, бизнесе и экономике.
- Есть попытки внедрения Digital Humanities в образование с целью повышения мотивации к изучаемым предметам и усиления практической значимости полученных знаний. Так, учителя математики, информатики и русского языка в МАОУ Школа № 2, г. Губахи в 7 классах готовят серию уроков по теме «Визуализация биографии Михаила Васильевича Ломоносова на карте Google Earth c использованием задач исторического содержания». Предполагается, что работа на уроках будет выстроена в три этапа: на математике учащиеся решают уравнения и задачи с историческим содержанием, на литературе интерпретируют полученные числа в рамках изучаемой темы, а на информатике заносят данные на карту.
Учитывая нововведения в системе образования, персонал школы расширится: в ближайшем будущем появятся новые специалисты, например координатор образовательной онлайн-платформы. Это человек, который будет отвечать за техническую составляющую учебного процесса и подбор актуальных образовательных ресурсов. Среди требований к такому сотруднику будут знания информационных технологий, широкий кругозор, мобильность, коммуникабельность и наличие педагогического образования. Возможно, ещё одной из новых профессий станет игропедагог — человек, совместно с преподавателями разрабатывающий игровые методики для интеграции нескольких дисциплин.
С появлением новых специальностей возрастут и требования к основным учителям-предметникам. Важными критериями для работы в школе будут не только отличное знание преподаваемого предмета и владение методиками, но и умение интегрировать несколько учебных сфер знаний. От учителя будут ожидать готовности использовать цифровые образовательные платформы, программы и сервисы.