Разговоры об ИИ
Сегодня разговоры об искусственном интеллекте (ИИ) стали обыденностью: об этом говорят крупные специалисты, ведутся кухонные споры, собираются конференции, снимаются фильмы. Кажется, уже не осталось профессий, которые не пытались бы интегрировать ИИ в рабочую рутину.
«В ближайшие пару десятилетий мы сможем делать вещи, которые нашим бабушкам и дедушкам показались бы волшебством», — написал Сэм Альтман, создатель ChatGPT, в своем манифесте о будущем ИИ.
Но не все высказывания настолько вдохновляющие. «Я предполагаю, что примерно в конце следующего года у нас появится ИИ, который будет умнее самого умного человека», — заявил Илон Маск в интервью для Financial Times, 2024.
Высказываются даже постапокалиптические мнения. «Развитие полноценного искусственного интеллекта может означать конец человеческой расы… Он взлетит сам по себе и будет переделывать себя со все возрастающей скоростью. Люди, которые ограничены медленной биологической эволюцией, не смогут конкурировать и будут вытеснены», — предупреждал астрофизик Стивен Хокинг еще в 2014 году.
ИИ в университетах
ИИ уже меняет нашу жизнь и наше обучение. В университетах автоматизируются рутинные задачи, строятся учебные планы с ИИ-персонализацией обучения, даже появляются специальные ИИ для университетов.
Люди прощупывают границы возможного: от использования ИИ для интеллектуального анализа данных до соавторства в научных публикациях. Но как далеко может это зайти? Что будет происходить с преподавателями, студентами, самой идеей образования в мире, где ИИ становится участником академического процесса?
Давайте порассуждаем о возможных вариантах развития событий в университетской среде: идеалистический сценарий 1, тревожный сценарий 2, утопический сценарий 3,парадоксальный сценарий 4. Есть еще и гибридный сценарий 5.
Сценарий 1, идеалистический: «Платоновский наставник»
ИИ становится персонализированным тьютором для каждого студента, адаптируется под его потребности, стиль мышления, культурный контекст, эмоциональное состояние
Один из наиболее обнадеживающих сценариев внедрения ИИ в высшее образование — это его трансформация в персонализированного наставника для каждого студента. Современные большие языковые модели (Large Language Models, LLM) адаптируются к особенностям и потребностям собеседника. В перспективе такая форма взаимодействия может выйти далеко за рамки университетского учебника. Студенты смогут получать уникальную образовательную траекторию, в которой темп, формат подачи материала и глубина погружения в тему динамически выстраиваются. Как отмечается в обзоре EdTech Insiders [1], именно персонализация становится ключевым направлением развития ИИ в обучении.
Этот сценарий уже есть в университетах. Например, в Гонконге появились ИИ-лекторы, которые отвечают на вопросы студентов и генерируют академические лекции, вызывая живой интерес и дискуссию [2].
Студенты самых разных направления — от компьютерных наук до гуманитарных дисциплин — используют ИИ по-разному: кто-то — для подготовки к экзаменам, кто-то — для анализа первоисточников, кто-то — для создания проектов и тренировки soft skills (критического мышления, креативности, этичного поведения) [3].
При таком сценарии обучение становится не только более индивидуализированным, но и более честным: студенты начинают воспринимать ИИ не как способ высокотехнологичного читинга, а как партнера в понимании материала. А преподаватели сосредотачиваются на развитии креативного мышления, этики, межличностного взаимодействия — того, что невозможно автоматизировать.

Студенты различных направлений используют ИИ для разных целей [3]
Сценарий 2, антиутопичный: «Образовательная симуляция»
ИИ полностью автоматизирует обучение: курсы, задания, ответы, оценки. Студенты и преподаватели становятся пассивными исполнителями
Некоторые исследователи предсказывают сценарий, при котором ИИ становится настолько мощным, что полностью берет на себя миссии университета. В недавнем исследовании профессий, потенциально уязвимы перед ИИ, список возглавили преподаватели, в особенности (но не исключительно) гуманитарных дисциплин [4].
Также искусственный интеллект уже способен давать экспертные комментарии. Так, ChatGPT успешно прошел сложный медицинский экзамен, продемонстрировав понимание профессиональных терминов, клинического мышления и логических выводов.
Более того, повсеместное использование различных LLM вызывает серьезные опасения и относительно студентов. Более 80% преподавателей выражают тревогу, что обучающиеся станут чрезмерно зависимыми от ИИ, утратят внутреннюю мотивацию к обучению и способность мыслить критически [5]. Возникает риск того, что учеба превратится в процесс «для галочки», где алгоритм подсказывает ответы, но не стимулирует размышления. Кроме этого, при таком сценарии появляется образовательное неравенство: пока элитные университеты могут позволить себе сохранить живое человеческое общение, массовые вузы рискуют пойти по пути полной автоматизации, превращая образование в потоковое потребление информации.

Список профессий, уязвимых перед ИИ [4]
Сценарий 3, расширение когнитивных возможностей: «Сверхученый»
Студенты и преподаватели используют ИИ не как костыль, а как когнитивный «экзоскелет»
В этом сценарии ИИ становится не заменой мышления, а как его усилитель — своего рода когнитивный «экзоскелет». Вместо того чтобы передавать ИИ выполнение скучных или слишком трудных задач, студенты и преподаватели начинают использовать его как партнера для интеллектуального творчества. Возникают практики симбиотических исследований, в которых идеи рождаются при взаимодействии человека и машины, а проекты разрабатываются совместно с ИИ, который способен генерировать идеи, структурировать и критически осмысливать информацию. Исследование 2023 года, опубликованное в PLOS Digital Health [6], демонстрирует, что уже сейчас ИИ способен давать профессиональные научные комментарии даже без специальных промптов или надстроек — это потенциально может открывать путь к новым форматам взаимодействия с академическим знанием.
Такой подход сможет трансформировать и университетскую деятельность вообще. Проектно-исследовательская работа ускорится: путь от зарождения идеи до первичных данных или прототипов может занимать всего несколько часов. Это поменяет структуру преподаваемых курсов, методы преподавания и даже карьерные треки. Появятся новые профессии для метаанализа ИИ, которые будут учить исключительно работе с искусственным интеллектом —по аналогии с всеобщей компьютеризацией на рубеже веков. Образование станет еще более междисциплинарным и будет стремительно адаптироваться к изменениям.

Ответы ИИ демонстрируют степень точности, которая позволяет успешно проходить специализированные медицинские экзамены или приближаться к этому уровню [6]
Сценарий 4, парадоксальный: «Обратный маятник»
После всплеска использования ИИ возникнет отторжение, студенты и преподаватели массово начнут возвращаться к аналоговому образованию
После волны энтузиазма и массового внедрения ИИ-инструментов в образовательный процесс в университетах начнется обратное движение — рост интереса к «до-цифровым», медленным форматам обучения. Даже в культуре повсеместного использования ИИ исследования показывают, что эффективность чат-ботов в обучении может быть краткосрочной, а регулярное обращение к ним нередко приводит к поверхностному пониманию материала [7].
Подобное мнение высказывают и известные деятели. Лауреат Нобелевской премии по физике Саул Перлмуттер подчеркивает: эссе, написанные с помощью ИИ, учат студентов скорее избегать самостоятельного мышления, чем развивать его [8].
При этом сценарии как преподаватели, так и студенты рано или поздно придут к переосмыслению того, что значит учиться по-настоящему.
Результатом может стать тренд «цифрового детокса» в образовании. При таком сценарии произойдет откат к бумажным носителям, устным формам экзаменов и ручному письму — как символам вдумчивого и «человеческого» подхода к знаниям. Появятся программы slow learning (по аналогии с slow life — осознанным проживанием), где использование ИИ полностью запрещено. Престиж приобретет обучение с живым преподавателем, без алгоритмов и дистанционного обучения.
Сценарий 5, гибридный: «ИИ как зеркало академической культуры»
ИИ начинает отражать и усиливать существующие паттерны, как хорошие, так и плохие
Это сценарий, в котором ИИ усилит уже существующие тренды человеческого поведения, культуры и привычек в университетах — как позитивные, так и негативные. В учреждениях, где ценятся диалог, открытость и развитие критического мышления, ИИ станет мощным инструментом для углубления образовательного процесса. Он поможет задавать сложные вопросы, создавать альтернативные точки зрения и расширять пространство для интеллектуального роста.
Однако в образовательных средах, где преобладают имитация активности, формальный подход и списывание, ИИ лишь ускорит деградацию. Здесь автоматизация будет подменять мышление, а готовые ответы вытеснят исследовательский процесс.
В результате вузам придется заново осмыслить свою этическую и образовательную роль. Как подчеркивают исследования [9], преподаватели университетов уже сейчас по-разному реагируют на ИИ: кто-то видит в нем угрозу, кто-то шанс. Университеты смогут самостоятельно определять внутренние «кодексы» взаимодействия с ИИ, которые будут регулировать использование технологий и при этом зададут новые практики этого использования.

Отношение преподавателей к ИИ [9]
Что кажется возможным уже в ближайшем будущем: «ИИ как тест человечности»
Повсеместное внедрение ИИ не только влияет на процессы, но и вызывает масштабную переоценку того, что значит быть человеком, преподавателем, студентом
Сейчас использование ИИ формирует не только технологические, но и юридические, этические и антропологические дилеммы. Люди начинают всерьез переосмыслять, что значит быть человеком, преподавателем, студентом. В университетах появляются новые дисциплины, связанные с LLM, авторы выпускают пособия «ИИ для чайников».
Можно ожидать, что в ближайшем будущем университеты начнут запускать учебные модули по использованию и этичности искусственного интеллекта. Студенты становятся не только пользователями, но исследователями «дозволенных» границ: в сети обсуждался случай с защитой дипломной работы, написанной исключительно ИИ. Они создают собственные правила, как взаимодействовать с ИИ, обсуждают границы допустимого, сомневаются, спорят. При этом возникают принципиальные вопросы: кто вправе учить? а можно ли уволить преподавателя, если ИИ объясняет лучше?
На фоне стремительного прогресса все чаще звучат призывы к осторожности и осмотрительности. «Если бы мы смогли избежать нелепой гиперболизации и магического мышления, которые сопровождают появление любой новой технологии, и просто спокойно исследовали ее, прежде чем внедрять в образовательные институты, — думаю, мы бы сильно выиграли», — говорит Бенжамин Райли, основатель образовательной организации Deans for Impact.
Университеты — это не просто место передачи знаний, но и среда морального взросления и диалога о будущем. ИИ в этом контексте — не ответ, а повод для больших и важных вопросов.
Список источников
- Anticipating Change: AI in Education // Edtech Insiders : [Электронный ресурс]. URL: https://edtechinsiders.substack.com/p/anticipating-change-ai-in-education (дата обращения: 08.06.2025).
- Packer H. AI‑generated lecturers take a turn at Hong Kong university / H. Packer // Times Higher Education — 02.04.2024. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/ai-generated-lecturers-take-turn-hong-kong-university (дата обращения: 08.06.2025).
- Anthropic Education Report: How University Students Use Claude / Anthropic [Электронный ресурс]. URL: https://www.anthropic.com/news/anthropic-education-report-how-university-students-use-claude (дата обращения: 08.06.2025).
- Felten E., Raj M., Seamans R. How will Language Modelers like ChatGPT Affect Occupations and Industries? — 18.03.2023. — [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/abs/2303.01157 (дата обращения: 08.06.2025)
- Digital Education Council Global AI Faculty Survey 2025 / Digital Education Council : — 2025. — [Электронный ресурс]. URL: https://26556596.fs1.hubspotusercontent-eu1.net/hubfs/26556596/DEC/Digital%20Education%20Council%20Global%20AI%20Faculty%20Survey%202025.pdf (дата обращения: 08.06.2025).
- Kung T. H., Cheatham M., Medenilla A. и др. Performance of ChatGPT on USMLE: Potential for AI‑assisted medical education using large language models // PLOS Digital Health. 2023. Vol. 2, no. 2, e0000198. DOI: 10.1371/journal.pdig.0000198 (дата обращения: 08.06.2025).
- Wu R., Yu Z. Do AI chatbots improve students’ learning outcomes? Evidence from a meta-analysis // British Journal of Educational Technology. — 2023. — Vol. 55, No. 1, pp. 10–33. — DOI: 10.1111/bjet.13334 (дата обращения: 08.06.2025).
- Grove J. Saul Perlmutter: ChatGPT essays show students how not to think / J. Grove // Times Higher Education : сайт. — 03.07.2024. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/saul-perlmutter-chatgpt-essays-show-students-how-not-think (дата обращения: 08.06.2025).
- Ерохина Е. Угроза или возможность? Чем беспокоит преподавателей всего мира развитие ИИ — 17.03.2025. — [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/ugroza-ili-vozmozhnost-chem-bespokoit-prepodavateley-vsego-mira-razvitie-ii/ (дата обращения: 08.06.2025).