Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юлия Бобкова

Археология медиа — это, пожалуй, самое гибкое направление в области исследования медиа и в частности — кино. Медиаархеология сформировалась в 1980-х именно как часть киноведения.

Есть много определений медиаархеологии. Это «странствующая наука», которая легко перемещается по всей территории гуманитарных и социальных дисциплин, охватывая и область искусства. Она может кочевать от философских дисциплин к историческим, социологическим, антропологическим.
Новое — это хорошо забытое старое

Археология медиа изучает медиакультуру «не только через призму прошлого, настоящего и будущего, но во взаимосвязи всех времен». Такое определение дал ученый Эркки Хухтамо [1]. Археологи медиа «раскапывают» забытые феномены, которые оказались за чертой известных представлений о культуре и истории медиа. «Медиаархеология — это про относительность новизны», — говорит Хухтамо [2].

Считается, например, что люди с вездесущими фотокамерами, вторгающимися в личное пространство — явление новое, и оно объясняется наличием камеры в мобильном телефоне, которую легко использовать в любых ситуациях. Однако с позиции археологии медиа этот феномен возник с появлением самых первых фотоаппаратов и любительской фотографии.

Американская писательница Сьюзен Зонтаг в эссе «В Платоновой пещере» пишет, что фотографирование — это сублимированное убийство: «сфотографировать человека значило совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видел, превратить его в объект, которым можно символически владеть». Камера могла навязываться, эксплуатировать, нарушать границы [3].

Уже с появлением аппаратов фирмы «Кодак» и «Полароид» фотография превратилась в популярное развлечение. Можно было неограниченно фотографировать все вокруг. Фотография документировала все, что происходит вне поля зрения родственников, друзей, соседей. Если подумать, немногим нравились носящиеся с карманными камерами в руках фотографы, снимающие мужчин и женщин.

Влияние технологий на культуру

Еще один аспект, изучаемый медиаархеологами, касается влияния технологий на культуру. Эррки Хухтамо считает, что технологии возникают внутри социального контекста человеческой жизни и являются реакцией на определенные запросы аудитории. Эти запросы — своего рода предпосылки к появлению технологий.

Это можно проиллюстрировать на примере киноискусства. Как известно, кинематограф начала XX века сильно отличается от современного не только построением нарратива или техникой для производства фильмов — изменяется и контекст, в котором создаются и просматриваются кинокартины.

В ситуации кинотеатра «идеальный зритель» сидит в кресле и смотрит в экран. О современной тенденции просмотра кино через интернет, мобильный телефон и YouTube говорит исследователь кинематографа Мальте Хагенер, отмечая вездесущность кино: оно одновременно везде и нигде. В результате сам продукт изменился, чтобы лучше подходить под запрос аудитории: вместо трехчасовых кинолент для кинотеатра — 40-минутные эпизоды сериала для порционного просмотра перед сном.

Зритель становится персонажем

Другой пример: сейчас мы наблюдаем за тем, как сближается индустрия игр с индустрией кино. Подобно тому, как зритель попадает в реальность (предлагаемые обстоятельства), созданную режиссером, так же игрок попадает в ту реальность, которая создана разработчиками. Это дает ему возможность стать непосредственным участником событий, описываемых в игре. Кроме того, он может влиять на эти события и менять ход повествования. То есть в этот самый момент игрок-зритель становится действующим персонажем данной игры.

Если во время просмотра фильма зритель отождествляет себя с героем на экране, но при этом не может действовать, то компьютерная игра дает зрителю возможность выбора. Это своевременный ответ культурной индустрии на аналогичный запрос аудитории: в какой-то момент зрителю стало недостаточно только смотреть, он захотел действовать и влиять на повествование.

Игры, как и кинематограф, претендуют на существование некоторой объективной реальности, сконструированной разработчиками. В данном случае, этот ход необходим, поскольку позволяет стать конкурентноспособным участником медиарынка. На социокультурном уровне это может означать смену предпочтений аудитории, а также ее невозможность долго находиться перед экраном трехчасового фильма без возможности вмешательства в происходящее.

Поскольку именно общество формирует запрос, медиа остается подстроиться под предпочтения аудитории. Таким образом именно медиа выпускает «нужный» продукт массовой культуры. Медиаархеология в свою очередь изучает эволюцию медиа, а также закономерности в сфере развития медиа-технологий и их цикличность.

[1] Инна Герман. Эволюция технологий: Эркки Хухтамо о том, чем занимаются археологи медиа. Theory and practice (2015).
[2] там же
[3] Зонтаг С. В Платоновой пещере // С. 11-40.
[4] Media Archaeology: Where Film History, Media Art, and New Media (Can) Meet