Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Ксения Здоровец

С помощью виртуальной реальности и технологии eye tracking исследователи из лабораторий цифровой археологии и гуманитарных дисциплин Лундского университета (Швеция) реконструируют особенности зрительного восприятия помпейского дома первого века нашей эры. «Системный Блокъ» уже публиковал материал о принципах работы айтрекинга и его использовании в анализе живописи. Сегодня мы расскажем, как эта технология применяется в археологии.

Виртуальный визит в Помпеи. Источник: Haaretz

Исследователи Данило Марко Кампанаро и Джакомо Ландески в статье, опубликованной кембриджским журналом Antiquity, предлагают новый подход к проблеме визуального воздействия среды на человека. Их метод основан на совмещении географических информационных систем (ГИС, об их использовании историками мы уже рассказывали) и айтрекинга. Исследователи уверены: то, как современный зритель смотрит на древнюю среду, поможет лучше понять культуру и повседневную жизнь римского города.

На всеобщее обозрение

Пока рядовое население Помпей ютилось в непритязательных на вид инсулах (прообразах современных многоэтажек), богатые кварталы застраивались традиционными римскими домусами и даже целыми виллами. Просторное городское жилище служило местом не только частной, но и общественной жизни знатных граждан — здесь они принимали просителей и клиентов, за трапезой обсуждали вопросы политики.

Внутреннее убранство дома было инструментом самопрезентации и отражением не столько личных вкусов, сколько социального статуса владельца. Изящные настенные росписи говорили о достатке и искушённости хозяина в искусствах. Святилища домашних божеств ларарии демонстрировали римское благочестие и древность рода.

Цифровая археология Помпей

Из-за извержения Везувия в 79 году н. э. Помпеи и соседствующие с ними поселения стали памятниками уникальной степени сохранности и бесценными источниками информации для исследователей истории и культуры Древнего Рима. Однако даже их печальные руины дают лишь обрывочные представления о характере ушедшей эпохи. В деле восстановления целостной картины из осколков прошлого археологам помогают виртуальная реальность, 3D-моделирование и географические информационные системы.

Исследователи из Лундского университета объединили все три технологии на базе платформы Unity, широко используемой в разработке игр и приложений. В рамках масштабного проекта была создана полная модель Дома греческих эпиграмм в Помпеях, названного так из-за отрывков греческих сатирических стихотворений, которыми были подписаны фрески одной из комнат.

Сама трёхмерная модель — демонстрация накопленных научных знаний, которая оживляет информацию, добытую при раскопках, и возвращает памятнику первоначальный смысл. По сравнению с физической реконструкцией, которая  могла бы навредить сохранившимся предметам, 3D-технологии безопасны.

3D-модель Дома греческих эпиграмм, перенесённая на платформу Unity. Источник: Cambridge University Press

Методология исследования

Чтобы понять, как архитектурная среда одного из помпейских домусов может влиять на визуальное восприятие, шведские учёные предложили участникам проекта прогуляться по виртуальной версии Дома греческих эпиграмм в VR-очках. Во время эксперимента положение зрачков и головы постоянно фиксировались гарнитурой Vive Pro Eye.

Полученные данные после обработки переносились в географическую информационную систему (ГИС), позволяющую виртуально представить объекты в соответствии с их реальными масштабом и положением в пространстве. В результате исследователи получили сетку зрительного внимания, наложенную на трёхмерную модель Дома эпиграмм, где линии —  это траектория взгляда, а узлы — точки его фиксации.

Путь пользователя, исследующего виртуальную среду реконструированного помпейского дома, отображается в правильном пространственном отношении к оригинальному зданию. Источник: Cambridge University Press

Куда смотреть?

Д. М. Кампанаро и Дж. Ландески надеются вывести закономерности из набора тех деталей интерьера, которые привлекали внимание участников исследования чаще всего. К примеру, в открытом дворе атрии наиболее заметной стала ниша ларария, где находились скульптурные изображения предков или божеств и подношения им. Из атриума открывался вид на крупную фреску колонного двора перистиля с изображением атакующего льва — суровый сюжет, демонстрирующий идею власти и авторитета.

Вид из таблинума на фреску перистиля с атакующим львом. Максимальный радиус красных точек соответствует наибольшему времени фиксации взгляда. Источник: Cambridge University Press

Некоторых посетителей допускали и в сам перистиль, где их окружали уже совершенно иные по духу росписи с персонажами греческой мифологии — признак принадлежности владельца дома к элитарной культуре римской знати. Но лишь немногие могли насладиться изящными настенными композициями, которыми знаменит Дом греческих эпиграмм.

На восприятие внутреннего убранства влияли и особенности освещения. Как утверждает Кампанаро, эротические фрески располагались таким образом, чтобы большую часть дня оставаться в тени. То есть эффект визуального воздействия мог зависеть и от положения солнца в то или иное время суток.

Реконструкция освещения атриума в Доме греческих эпиграмм в Помпеях. Источник: Theoretical Roman Archeology Journal

Результаты и перспективы

Исследователи считают, что собранные ими данные открывают новые возможности для анализа взаимодействия человека с архитектурной средой. Представленный в статье метод вводит в археологическую реконструкцию новую переменную — зрителя и опыт его визуального восприятия.

Наблюдение за вниманием «посетителя» выявляет истинную роль того или иного элемента в общем ансамбле здания — кому и когда он был доступен для обозрения, на какое время выставлялся на показ или, наоборот, был спрятан от посторонних глаз. Несмотря на то, что работа шведских учёных посвящена социальной репрезентации именно в аристократический домусах древних Помпей, она также предлагает универсальную схему исследования для различных архитектурных контекстов.

Источники

  1. Re-viewing Pompeian domestic space through combined virtual reality-based eye tracking and 3D GIS [Электронный ресурс] // URL: https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/reviewing-pompeian-domestic-space-through-combined-virtual-realitybased-eye-tracking-and-3d-gis/E82035C72C580D9602CCF00D625BC65D (дата обращения: 05.03.2024).
  2. Ancient Roman ‘Feng Shui’ Revealed in Pompeii [Электронный ресурс] // URL: https://www.haaretz.com/archaeology/2022-03-24/ty-article/ancient-roman-feng-shui-revealed-in-pompeii/00000180-5bc9-dc1d-afc2-fbcd50e60000 (дата обращения: 05.03.2024).
  3. Clarke, J. R. 1991. The houses of Roman Italy, 100 BC–AD 250: ritual, space, and decoration. Berkeley (CA): University of California Press, 1991.