Аномалии цифровизации культуры: где и сколько тратят на оцифровку музеев в РФ

С 2019 по 2021 год музеи потратили 1,5 млрд рублей на цифровизацию. «Системный Блокъ» изучил, как эти затраты распределяются по регионам и связаны ли они с объемами оцифровки.

В 2019 году стартовал федеральный проект «Цифровая культура». Его задача — в течение 5 лет цифровизовать услуги в культурном пространстве. К началу 2025 года в России должно быть 500 виртуальных концертных залов, посетители выставок смогут использовать более 450 мультимедиа-гидов с использованием технологий дополненной реальности, а в Национальной Электронной Библиотеке прибавится на 48 тысяч оцифрованных книг. 

На эти амбициозные цели к 2021 году из бюджета было потрачено 8,5 млрд рублей. 10% этих средств ушли напрямую культурным институциям и региональным министерствам.

Российские музеи уже потратили более 1,5 млрд рублей на цифровизацию (сюда входят не только дотации из федерального бюджета, но и другие источники средств). Эти затраты включают в том числе и оцифровку экспонатов коллекций. Все российские музеи обязаны отправлять данные в Государственный каталог Музейного фонда РФ: до 2026 года они должны оцифровать 100% музейных коллекций. 

С 2019 в Госкаталог загрузили почти 1,5 миллиона экспонатов. Но только 12 регионов оцифровали более половины коллекции: 

  • Лидер — Ямало-Ненецкий автономный округ, имеет 93% оцифрованных экспонатов. 76% музейных коллекций успела оцифровать и Белгородская область, а также некоторые другие регионы. 
  • Для сравнения в Москве и Санкт-Петербурге оцифровано 48% и 39%  экспонатов соответственно.  
  • В конце списка — Еврейский автономный округ и республика Дагестан. Там экспонаты все еще ждут начала оцифровки, при этом какое-то количество бюджета на цифровизацию уже потрачено. 

Ирина Кижнер, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях и научный сотрудник лаборатории «Digital Humanities» Сибирского федерального университета уже рассказывала «Системному Блоку», что региональное неравенство в оцифровке в России существует, при этом оно не обязательно совпадает с ожидаемым неравенством «центр — регионы». Например, в 2015 году Дальний Восток опережал Санкт-Петербург по количеству изображений, опубликованных на музейных сайтах. В 2022 году в лидеры музейной оцифровки выбился Уральский федеральный округ, куда как раз и входит Ямало-Ненецкий регион. 

Именно Ямало-Ненецкий автономный округ в июне 2022 года стал лидером цифровой трансформации среди всех российских регионов (Москва в рейтинге не участвовала). Вместе с Татарстаном и Ханты-Мансийским автономным округом он опережает другие регионы в переводе социально значимых услуг в электронный вид — в том числе, и в оцифровке культурного наследия. Среди регионов, по минимуму затронутых цифровизаций — Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария.