Минпросвещения предоставляет открытую статистику количества мужчин и женщин, работающих в школах*. Мы проанализировали эти данные, чтобы узнать, насколько учителей меньше, чем учительниц, и есть ли закономерность в предметах, которые они преподают.
Сюрпризов не оказалось, российская школа остаётся сферой «женского» труда: последние шесть лет в среднем 83% всех работников школы — это женщины, чуть меньше их в сельской местности — 79%, чуть больше в городах — 85%.
Учитель-мужчина — редкая птица
Среди учителей и педагогических работников женщин ещё больше — 88%. Единственная мужская специальность в современной общей школе — это мастера производственного обучения: 68% преподавателей-мужчин. Правда, это исчезающая профессия: на начало прошлого учебного года всех мастеров обоих полов было меньше тысячи человек.
Мужчин чуть больше в частных школах. Возможно, потому что, в отличие от государственных школ, в них меньше бюрократической волокиты и выше зарплаты. По данным Росстата, в 2022 г. в среднем по России учителя младших классов в государственных школах получали 44 тысячи рублей, старших и средних классов — 48 тысяч, а учителя в частных школах — 67 тысяч. И мужчин в школах первого типа — 16%, в частных — 12%, а если исключить учителей начальных классов, то 17% и 20%.
Правда, учителей любого пола в негосударственных школах всего 2%, и в целом такие заведения пока непопулярны или недоступны россиянам. Здесь учится всего 1 процент учеников, а самих школ в 2022 году было 888 (в 2013 году — 719). Государственных школ при этом больше 38 тысяч.
Если посмотреть и на юрисдикцию, и на тип населённого пункта, окажется, что мужчин меньше всего в городских государственных школах, а в других примерно одинаковое количество. Вероятно, в городах просто больше соблазнов и возможностей найти другую работу, более простую и денежную. По данным опросов ВШЭ, проведённых в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», именно в крупных городах меньше всего начинающих учителей со стажем работы менее пяти лет: не более 7% от всех. То есть молодые учителя чаще отказываются от карьеры в образовании в самом начале. А самые стабильные педагогические коллективы работают в сельской местности и городах численностью менее 100 тысяч жителей.
Какие предметы ведут учителя-мужчины
Сильный гендерный дисбаланс наблюдается не только среди учителей начальных классов, но и в большинстве предметов.
Мы не нашли актуальных соцопросов о том, какие школьные предметы предпочтительнее считаются мужскими, а какие женскими, поэтому задали этот вопрос ChatGPT в расчёте на то, что алгоритм выдаст самые распространённые стереотипы. По мнению ИИ, в российской школе мужчины преподают математику и физику, физкультуру, информатику, технические и профессиональные дисциплины. Если не считать математики и естественно-научных предметов, стереотипы оказались верными. Главный «мужской» предмет — основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мужчин в среднем здесь 75%, а преимущественно «женскими» оказались литература и русский язык, иностранные языки и ИЗО. Эта ситуация крайне стабильна, изменения в гендерном распределении в преподавании отдельных дисциплин — в пределах одного-двух процентов.
Но в ряде регионов распределение сильно отличается, особенно там, где доля мужчин значительно выше среднего. В трёх регионах — Дагестане, Якутии и Чечне — мужчин в профессии аномально много: они составляют почти пятую часть всех учителей, а в средних и старших классах учителей-мужчин 24–26%. К ним по показателям тянутся соседние Ингушетия, Магаданская область, Чукотка, а также Тыва, Горный Алтай, Ямало-Ненецкий и Ненецкий округа и Москва. В этих регионах мужчины не боятся преподавать сугубо «женские» предметы. В Дагестане даже среди учителей начальных классов мужчин — пять процентов, а в Чечне — три.
Таблица с регионами и предметами
Дисбаланс среди учителей в сторону женщин есть во всём мире. Но в России, по сравнению с другими развитыми странами, он сильнее: там в младших классах как минимум каждый десятый учитель — мужчина, у нас это совсем редкая птица — меньше процента от общего количества (или 2,3 тысячи на всю страну).
В 2017 году прошлый министр образования** Ольга Васильева говорила о необходимости привлечения мужчин в школы и приводила в пример удачный опыт Республики Тыва, где для них создан ряд преференций. Но инициатива не получила развития. И хотя престиж профессии учителя постепенно растёт: согласно опросу ФОМ, за последние двадцать лет с 30 до 50 процентов, — это пока не меняет ситуацию.
Примечания
* Эти данные собираются по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 в конце сентября каждого года, сдаются до 15 октября, а публикуются на сайте Минпросвещения в январе-феврале. Мы берём последние пять лет, поскольку до 2016 года были отдельные формы с немного другой методологией подсчёта. К сожалению, данные 2016 года содержат ошибки, критичные для темы гендерного баланса: например, среди учителей начальных классов оказались 13 тысяч мужчин, а в 2015 и 2017 гг. — их не более 2,5 тысяч. Это явная ошибка, которая требует отдельного разбора. Правда, судя по динамике последних лет, точнее её отсутствию, это общей картины не меняет.
** В 2018-м году Министерство образования и науки было реорганизовано и разделено на два — Министерство просвещения, которое занимается средним образованием, и Министерство высшего образования и науки.