Виртуальный хор. Версии 1.0 — 4.0

Более десяти лет назад девушка по имени Бритлин Лоси выложила на YouTube видео, на котором она исполняет партию сопрано из композиции Эрика Витакера «Sleep». Свое пение она предварила теплым вступительным словом в адрес композитора, где признается в любви к его творчеству.

Видео тронуло Витакера и навело его на мысль обратиться к людям со следующим предложением: записать отдельные партии из его сочинений для того, чтобы потом свести их в единый файл. Он создал видео, в котором рассказал концепцию своего сочинения под названием «Lux Aurumque», а затем продирижировал для будущих исполнителей под аккомпанемент фортепиано — чтобы певцы могли делать свои записи, используя эту «минусовку». На просьбу отозвалось множество людей. Первый «Виртуальный хор» включал 185 певцов из 12 стран.

Виртуальный хор 1.0 (2010). «Lux Aurumque»

Проект всем так понравился, что вскоре был анонсирован «Виртуальный хор 2.0» — на композицию «Sleep» (ту самую, которую пела в фанатском видео Бритлин Лоси). Это видео, опубликованное в 2011 году, включало на порядок больше участников — 2000 человек из 58 стран. В дальнейшем количество участников все увеличивалось. В «Виртуальном хоре 3.0» (2012), исполняющем произведение «Water Night» — около 4000 участников из 73 стран, в версии 4.0 (2013, композиция «Fly to Paradise») смонтированы 8409 видеозаписей от 5905 человек из 101 страны.

Виртуальный хор. Live

Однако, разумеется, невозможно было лишь до бесконечности увеличивать количество участников. Тогда было решено устроить живое выступление «виртуального хора». Для этого проекта Эрик Витакер сделал новую редакцию своего сочинения «Cloudburst». Это было необходимо из-за того, что сигнал по скайпу передается с задержкой почти в секунду. Витакер использовал это запаздывание как художественный прием.

Премьера «Виртуального хора. Live» прошла в феврале 2013 года во время очередного выступления Эрика Витакера на знаменитой конференции TED. На сцене присутствовал живой сводный хор, состоящий из трех университетских коллективов и нескольких любительских хоров. К реальным певцам в процессе исполнения присоединились по скайпу еще 30 музыкантов из разных стран мира. Их лица транслировались на экране за спинами живого хора.

Виртуальный хор. Live

Версия 5.0. Deep Field

Вероятно, взаимодействие творчества и технологий увлекло Эрика Витакера. Проект «Виртуальный хор 5.0», старт которого был анонсирован в 2018 году, предлагал исполнить произведение под названием «Deep Field». На его создание Витакера вдохновил космический телескоп «Хаббл» и сделанное с его помощью открытие — изображение небольшой области в созвездии Большой медведицы, получившее название Deep Field. Проект разросся далеко за пределы очередного «виртуального хора». В настоящий момент существуют фильм IMAX 4k «Deep Field: The Impossible Magnitude of the Universe», а также версия для живого концертного исполнения, в котором задействованы реальные оркестр и хор (Royal Philharmonic Orchestra и Eric Whitacre Singers), Кроме того, есть виртуальный хор 5.0, состоящий из 8000 певцов из 120 стран. Выступление сопровождается проекцией изображений области Deep Field.

В этот раз большое внимание было уделено доступности проекта для людей из разных социальных групп. Впервые для того, чтобы принять участие, не нужно было владеть нотной грамотой. Кроме этого, в рамках проекта появились образовательное и научное направления: сняты популярные лекции о Deep Field и проведено научное исследование того, как виртуальные культурные события влияют на благополучие людей.

Deep Field

Как опыт Эрика Витакера может помочь нам в 2020-м?

В одном из интервью композитор признается: «для меня петь вместе, музицировать вместе — это основополагающий человеческий опыт, и мне нравится идея, что технологии могут объединить людей со всего мира и дать им возможность попробовать что-то, выходящее за пределы их обычной жизни».

Сейчас, когда обычная жизнь для многих сузилась до пределов их квартир или домов, самое время подробнее изучить многолетний опыт Эрика Витакера и, возможно, найти в нем вдохновение, чтобы продвинуться еще дальше в соединении творчества и технологий.

Источники