Музыка состоит из множества параметров, которые можно отобразить письменными средствами: высота звука, его продолжительность, громкость, тембр и другие. И хотя нотную запись нельзя в полной мере назвать языком программирования, тем не менее в ней содержатся управляющие структуры, такие как повторения или опциональные окончания.

Примеры:

Реприза — музыкальная аббревиатура, обозначающая, что музыкальный фрагмент нужно повторить еще раз с начала.

Вольта — музыкальная аббревиатура, обозначающая, что музыкальный фрагмент нужно повторить с начала, но с изменением окончания.

Для того, чтобы лучше понять вызовы, с которыми сталкивались музыканты на протяжении многих веков, необходимо сделать небольшой экскурс в историю появления современной пятилинейной нотации.

Запись музыки, похожая на ту, к которой мы все привыкли, начала формироваться в XI веке, когда монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский придумал линейную нотацию, а именно расположение специальных знаков на линейках и между ними. Таким способом было возможно зафиксировать лишь высоту звуков, из которых состоит мелодия.

Пример:

Ut queant laxis — гимн Иоанну Крестителю, музыку которого сочинил Гвидо Аретинский. Первые слоги каждой строки первой строфы гимна (по типу акростиха) послужили названиями нот. Обозначение первой ступени звукоряда — ut было впоследствии заменено на более удобный для пения и привычный современному человеку слог do (сокращение от Dominus).

Следующий важный шаг был сделан во второй половине XII века с появлением модальной, а впоследствии в XIII веке — мензуральной нотации. Эти два вида нотной записи позволили фиксировать не только высоту звука, но и его длительность.

Пример:

Мензуральная нотация

Наиболее часто используемая в наши дни пятилинейная тактовая нотация появилась в XVII веке. Она позволяет отобразить такие параметры звука, как высота, длительность, громкость, а также фиксирует метр (чередование сильных и слабых долей) и темп музыкального произведения, а также характер исполнения.
Помимо самой распространенной пятилинейной тактовой нотации музыканты используют и другие виды музыкальной записи. Например, широко распространены табулатуры — вид фиксации музыки, оперирующий рабочими элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами).

Пример:

Запись одного и того же музыкального фрагмента для гитары при помощи пятилинейной нотации и при помощи табулатуры. В табулатуре линейки обозначают струны гитары, а цифры — лад, на котором нужно зажимать данную струну.

Как мы видим, табулатура часто является более простым и приближенным к практике способом фиксации музыкального текста.

Однако по мере развития академической музыки появились новые приемы исполнения и новые эстетические концепции. В XX-XXI веках это закономерно привело к усложнению традиционной пятилинейной нотации.

Пример:

Хельмут Лахенман. Этюд для фортепиано «Guero». В произведении использовано множество новаторских приемов исполнения: скольжения пальцев по клавишам, по струнам рояля у колков, между колками и фетром, пиццикато (щипок) боковой поверхности клавиши и т.д. Для всех этих приемов придуманы способы отображения в нотной партитуре.

Из этого обзора становится понятно, что при создании компьютерных языков разметки для записи музыки приходится учитывать множество параметров. Для этой работы не подходят шаблонные решения.

Во-первых, музыка существует во времени, в то время как в области вычислений «быстрее» всегда значит «лучше». Во-вторых, музыка чаще всего состоит из нескольких голосов, звучащих одновременно в гармоническом или полифоническом сочетании, а традиционные компьютерные архитектуры и языки программирования, напротив, являются последовательными. Параллелизм же обычно рассматривается только как частный случай. Этот список, конечно же, можно продолжить.

Вывод из всего вышесказанного, пожалуй, такой: создание компьютерных языков разметки для музыкальной нотации — весьма нетипичная задача. Она бросает множество вызовов программистам. Вероятно, решение многих проблем, связанных с компьютерной записью музыки, может открыть новые горизонты для компьютерной науки в целом.