Рихард Вагнер (1813 —1883) — композитор, вошедший в историю как крупнейший реформатор оперы. В своих музыкально-театральных сочинениях (которые он, правда, называл не операми, а музыкальными драмами) он использовал разветвленные системы музыкальных характеристик персонажей, предметов, явлений, мест. Такие характеристики получили название лейтмотивов. Примеры использования лейтмотивов можно найти у многих композиторов, но именно Вагнер в своих музыкальных драмах достиг совершенства в разработке сложных лейтмотивных систем, работающих на идею беспрерывного драматургического развития.

Систему лейтмотивов в опере довольно легко формализовать. Еще при жизни композитора этим занялись поклонники его творчества, создавая путеводители по лейтмотивам в его операх. К ним подключились и музыковеды. Неудивительно, что появление цифрового музыковедения актуализировало этот интерес.

Сегодня уже реализовано несколько цифровых проектов, предметом которых стали лейтмотивы в операх Вагнера. О двух самых крупных из них мы вам расскажем.

Цифровой путеводитель по опере «Лоэнгрин»

Известный музыковед Лоуренс Дрейфус разработал свою концепцию лейтмотивной системы в опере Вагнера «Лоэнгрин». Для представления своих идей ему необходимо было наглядно показать, в каком порядке лейтмотивы появляются и как именно изменяются на протяжении оперы. На помощь ему пришла команда цифровых исследователей, создавшая своеобразную «машину времени», работающую исключительно в мире «Лоэнгрина».

В режиме «time machine» можно просматривать текст либретто оперы на английском и немецком языках, нотный текст в виде клавира и упрощенной партитуры, прослушивать аудио, а также читать текстовые комментарии. В режиме «timeline» можно видеть появления конкретного лейтмотива и происходящие с ним на протяжении всей оперы изменения.

Цифровой путеводитель по опере “Лоэнгрин”. Внешний вид

Исследование восприятия лейтмотивов Вагнера современными слушателями

На примере оперы «Зигфрид» из тетралогии «Кольцо нибелунга» под руководством психолога Дэниела Мюллензифена было проведено исследование восприятия лейтмотивов слушателями в процессе реального времени. Память участников эксперимента была протестирована на примере 10-минутного отрывка из оперы. Для оценки параметров сложности предмета, а также параметров, характеризующих индивидуальную способность участников к распознаванию, был использован подход Теории тестирования (Item response theory, IRT). Была исследована связь между этими параметрами, а также такими факторами, как количество лейтмотивов, встречающихся в отрывке, акустическое расстояние между звуками, степень музыкальной подготовки участника, объективная и субъективная оценка знания участником музыки Вагнера. В результате оказалось, что к высоким результатам теста пришли участники с объективно хорошим знанием музыки Вагнера и высокими результатами акустического теста, в то время как субъективная оценка знания музыки Вагнера, количество лейтмотивов в тестовом фрагменте и — что самое интересное — уровень музыкального образования участника не имели решающего значения.

Источники