Рихард Вагнер (1813 —1883) — композитор, вошедший в историю как крупнейший реформатор оперы. В своих музыкально-театральных сочинениях (которые он, правда, называл не операми, а музыкальными драмами) он использовал разветвленные системы музыкальных характеристик персонажей, предметов, явлений, мест. Такие характеристики получили название лейтмотивов. Примеры использования лейтмотивов можно найти у многих композиторов, но именно Вагнер в своих музыкальных драмах достиг совершенства в разработке сложных лейтмотивных систем, работающих на идею беспрерывного драматургического развития.
Систему лейтмотивов в опере довольно легко формализовать. Еще при жизни композитора этим занялись поклонники его творчества, создавая путеводители по лейтмотивам в его операх. К ним подключились и музыковеды. Неудивительно, что появление цифрового музыковедения актуализировало этот интерес.
Сегодня уже реализовано несколько цифровых проектов, предметом которых стали лейтмотивы в операх Вагнера. О двух самых крупных из них мы вам расскажем.
Цифровой путеводитель по опере «Лоэнгрин»
Известный музыковед Лоуренс Дрейфус разработал свою концепцию лейтмотивной системы в опере Вагнера «Лоэнгрин». Для представления своих идей ему необходимо было наглядно показать, в каком порядке лейтмотивы появляются и как именно изменяются на протяжении оперы. На помощь ему пришла команда цифровых исследователей, создавшая своеобразную «машину времени», работающую исключительно в мире «Лоэнгрина».
В режиме «time machine» можно просматривать текст либретто оперы на английском и немецком языках, нотный текст в виде клавира и упрощенной партитуры, прослушивать аудио, а также читать текстовые комментарии. В режиме «timeline» можно видеть появления конкретного лейтмотива и происходящие с ним на протяжении всей оперы изменения.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/01/image1-1-1024x716.jpg)
Исследование восприятия лейтмотивов Вагнера современными слушателями
На примере оперы «Зигфрид» из тетралогии «Кольцо нибелунга» под руководством психолога Дэниела Мюллензифена было проведено исследование восприятия лейтмотивов слушателями в процессе реального времени. Память участников эксперимента была протестирована на примере 10-минутного отрывка из оперы. Для оценки параметров сложности предмета, а также параметров, характеризующих индивидуальную способность участников к распознаванию, был использован подход Теории тестирования (Item response theory, IRT). Была исследована связь между этими параметрами, а также такими факторами, как количество лейтмотивов, встречающихся в отрывке, акустическое расстояние между звуками, степень музыкальной подготовки участника, объективная и субъективная оценка знания участником музыки Вагнера. В результате оказалось, что к высоким результатам теста пришли участники с объективно хорошим знанием музыки Вагнера и высокими результатами акустического теста, в то время как субъективная оценка знания музыки Вагнера, количество лейтмотивов в тестовом фрагменте и — что самое интересное — уровень музыкального образования участника не имели решающего значения.