Школа увела оставив

Школа увела оставив
Время чтобы нам обняться
Очень хочется поплавать
На пути а что меняет

05.05.2021

Ключевое понятие в этом тексте — движение. Движение принудительное («увела»), движение каникулярно-расслабленное («поплавать»), движение в метафизическом пространстве («на пути»).
По-видимому, знаки препинания здесь должны были быть расставлены так:

Школа увела, оставив
время, чтобы нам обняться.
Очень хочется поплавать
на пути. А что меняет?

Стихотворение актуализирует проблему результативности движения в нашей жизни. Видимость оного не всегда приводит к каким-то значимым изменениям («А что меняет?»). Жизнь идет — от ранних школьных лет («школа увела») до взрослой усталости («хочется поплавать»), а меняется ли что-то в жизни — не ясно. Здесь же в смысловой набор стихотворения вводится меланхолическое настроение литературы битников: «на пути» — это, разумеется, «На дороге» Джека Керуака.

На четыре строки приходится два анжамбана, то есть переноса. Это такие места в тексте, где стиховое членение (разбиение на строки) приходит в противоречие с синтаксическим: «оставив / время», «поплавать / на пути». Такое построение подчеркивает расстроенность общего замысла. Движение не получается плавным и непрерывным, оно наталкивается на границы строк и создают ощущение запинки: «жизнь без смысла, а роман без конца». Здесь «без конца» оказывается стихотворная строка.

Стихотворение оформлено с помощью особенного типа рифм — ассонансов, то есть таких пар, где созвучны, по сути, только гласные. Строго говоря, в паре «обняться — меняет» совпадает и «опорная» согласная — та, что перед ударной гласной. Но вообще-то с точки зрения классической русской рифмы созвучные слова похожи не слишком. В данном случае это вводит в контекст размышлений испанскую поэзию, в которой ассонанс не воспринимается как неточная рифма. Следовательно в русском языковом окружении ассонанс дает именно испанский «ассоциативный сигнал». Например, философские размышления Хорхе Манрике в «Стансах на смерть отца» касаются схожих мыслей о бренности мирских ценностей.

Автор комментария:
Орехов Борис