Онлайн-буллинг (кибертравля, кибербуллинг) — это намеренные оскорбления, распространение недостоверных сведений о человеке, угрозы и шантаж с целью публикации компрометирующих материалов (как правило, на протяжении долгого времени) в сети.
Сколько случаев кибербуллинга ежегодно фиксируется в Японии?
В Японии к этой проблеме относятся с огромным вниманием, о чём говорят ежегодные большие отчёты о проблемном поведении подростков, которые ежегодно публикуются на сайте министерства культуры Японии. В них фиксируется количество случаев буллинга во всех школах японских префектур с делением по ступеням (младшая, средняя, старшая школы), и даже приводится количество подростковых суицидов на почве буллинга и другие детали.
Данные собирают в школах, а затем отправляют в министерство культуры, на основании чего и формируется количественное исследование буллинга в школах. Согласно отчётам, в 2016 году было зафиксировано 10 779 случаев кибертравли среди школьников, в 2017 году — 12 632, в 2018 году — 16 336, в 2019 году — 17 924 случая, в 2020 году — 18 870, в 2021 году — 21 900; в 2022 году — 23 920 случаев. Данные за 2023 год пока не были опубликованы.
Количество случаев кибертравли среди японских школьников, 2016–2022 гг. Источник [1]
В отчёте также перечисляются способы, с помощью которых школы стараются предотвратить онлайн-буллинг. К примеру, в более чем 30 тыс. японских школ занимаются просвещением учеников (более конкретные описания в отчёте не упомянуты). Однако количество случаев интернет-буллинга из года в год продолжает расти.
Отказ от школы и суицид как последствия буллинга
Японское правительство осознаёт негативные последствия офлайн- и онлайн-травли, поэтому со всей ответственностью подходит к исследованию этой проблемы. Главным следствием издевательств в школах является отказ ребёнка посещать уроки. Такое явление имеет отдельное название в японском языке — футо:ко:. Согласно отчёту, в 2016 году было выявлено свыше 45 тыс. таких случаев, в 2017 году — 49,6 тыс. Если обратить внимание на второй график, то можно заметить резкий спад отказов от посещения школы в 2020 году, что, как мы полагаем, было связано с ограничениями из-за распространения COVID-19. Занятие перешли в онлайн-формат, что значительно сократило контакты учеников друг с другом. Однако с отменой карантина число отказов посещать школу снова стало расти.
Случаи отказа от посещения школы в Японии в 2016–2022 годах. Источник [1]
Самым тяжелым последствием травли становится самоубийство. Если опираться на данные министерства культуры Японии, то можно увидеть, что резкий скачок самоубийств из-за школьного буллинга пришёлся на 2018 год и с тех пор их уровень оставался высоким. В 2020 году отметка перешагнула порог в 400 самоубийств. Данные за 2023 год пока не были опубликованы.
Количество суицидов из-за буллинга среди школьников в Японии, 2016–2022 гг. Источник [1]
Как в Японии учитывают буллинг?
В ходе нашей работы особенно интересным представляется вопрос, как именно ведётся учёт кейсов травли в школах. Если офлайн-травлю ещё можно обнаружить оперативно, то зафиксировать её в сети сложнее, поскольку её может быть не видно.
Согласно отчёту, источниками информации о фактах буллинга могут быть:
- классный руководитель;
- другой преподаватель;
- школьная медсестра;
- школьный консультант;
- анкетирование учеников;
- сам ученик, подвергшийся травле;
- родители ученика, ставшего жертвой издевательств;
- студенты-наблюдатели;
- родители других учеников;
- местные жители;
- другие образовательные организации.
Чаще всего травля обнаруживается в результате анонимного анкетирования — 350 тыс. кейсов в 2022 году. На втором месте — обнаружение учителем (242 тыс. кейсов), на третьем — признание самого ученика (131 тыс. случаев). Несмотря на разнообразные способы обнаружения случаев онлайн-буллинга, мы допускаем, что финальные цифры не окончательны и реальное количество случаев может быть выше, чем в отчёте.
Выводы
Исходя из того, насколько подробный отчёт составляется министерством и школами каждый год, японцы очень скрупулёзно исследуют даже незначительные детали, связанные с поведением подростков и подключают разных школьных сотрудников (медсестёр, школьных администраторов) к наблюдению за учениками. Однако случаи буллинга всё равно показывают рост из года в год, несмотря на лекции по его предотвращению, работу некоммерческих организаций и т. д. Можно сделать вывод, что существуют недостатки именно в профилактической работе по буллингу. Возможно, меры, направленные на искоренение травли, либо оказываются неэффективными, либо выполняются некачественно.
Источник: Опрос, связанный с вопросами отказа от посещения школы и проблемного поведения подростков (児童生徒の問題行動・不登校等生徒指導上の諸課題に関する調査) [Электронный ресурс] // Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. — 2023. — URL: https://www.mext.go.jp/a_menu/shotou/seitoshidou/1302902.htm (дата обращения 23.05.2024).