Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Понять, как воспринимались женщины в XIX-XX веках, можно, изучив язык, которым авторы описывали своих персонажей. Наиболее показательны здесь глаголы, свидетельства активности героя или героини, и прилагательные — прямые характеристики персонажа. Например, мы проанализировали все упоминания слов «сказать» и «говорить» в мужском и женских родах в произведениях русских классиках, и оказалось, что женщины почти не участвуют в диалогах. Мужчины более активны в выражении своей позиции словами.

На этой визуализации нельзя сравнивать писателей между собой, мы объединили данные по используемым глаголам в произведениях избранных авторов в одну визуализацию только для удобства считывания всех графиков сразу в одном месте. Кроме того, благодаря такому объединению мы можем увидеть общую тенденцию, где говорят именно мужчины, а женщинам слова почти не дают.

Как мы считали?

Мы проанализировали 19 полных текстов Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, В.В. Набокова, М.А. Булгакова и Ф.М. Достоевского (корпус доступен здесь). Этих авторов мы выбрали не только потому, что это известные русские писатели, но и потому, что они включены в школьную программу для средних и старших классов.

Мы написали код на языке программирования Python (репозиторий с кодом тут). С помощью библиотеки nltk удалили из текстов стоп-слова (быть, моя, эти, впрочем, потом, в, с, перед, иногда, чуть, том, нельзя, такой, им и т.д.), а с помощью Pymorphy2 — определили часть речи и род слова, привели его к начальной форме и подсчитали, сколько раз оно употреблялось в тексте.

Нас интересовали глаголы и прилагательные (полные и краткие) в женском и мужском родах. Код проходил по каждому слову из всех 19 текстов и определял, является ли данное слово глаголом или прилагательным мужского или женского рода. Для каждого писателя, мы в итоге получили  csv-таблички с четырьмя столбцами.

Полученный массив данных мы очистили в Google Sheets от лишних слов: местоимений, попавших в файл с прилагательными из-за особенностей морфологической разметки в pymorphy2, а также часто встречаемых модальных и вспомогательных глаголов: мочь, хотеть, стать. Кроме того, для большей наглядности в некоторых случаях мы исключили глаголы «сказать» и «говорить».

Пушкин

На уроках литературы рассказывают о том, что Пушкин благородно дрался на дуэли за честь жены, но не рассказывают о его донжуанском списке. Поэт вел специальный дневник, в котором записывал имена женщин, с которыми был в связи, в этом списке более 400 имен. Александр Сергеевич даже в браке продолжал пополнять записи, а в моменты семейных ссор не упускал возможности показать жене свои достижения. Наш анализ показывает, что его отношение к женщинам частично отразилось и в литературе.

К персонажам-мужчинам у Пушкина относятся такие глаголы, как «уметь», «любить», «молвить», «оставить», «пасть». Мужчины также поют, забывают, желают, покидают, зевают — все это активные глаголы. Очень часто по отношению к мужчинам Пушкин использует глаголы «читать», «прочесть» и «писать», которые указывают на их интеллектуальность и некое стремление к знаниям.

Пушкинские женщины чаще всего  кого-то ждут, что-то знают, кого-то любят и о чем-то плачут. Еще женские глаголы в его произведениях указывают на слабость: «устать», «плакать», «бледнеть», «дремать», «исчезнуть». Есть и более активные глаголы — «молвить», «думать», «вести», «искать». Женщины, как и мужчины, пишут и читают, но реже. При этом среди «мужских» глаголов у Пушкина практически нет чувств и эмоций, за исключением веры, а среди «женских» — «любить» на втором месте по частоте употребления.

Среди прилагательных, описывающих мужчин, чаще всего встречаются «немой», «милый», «полный», «готовый», «старый», «страшный» и «счастливый». Здесь, как и среди глаголов, много слов, описывающих внешность, меньше — описывающих чувства.

Молодые, милые, живые — основные прилагательные, описывающие  женщин в произведениях Пушкина. Следующие по частоте употребления — «верные», «нежные», «легкие» и «полные», с такой же частотой употребляются прилагательные «бедная» и «седая». Наиболее эмоционально на наш взгляд окрашенные прилагательные, относящиеся к персонажам-женщинам у Пушкина, это «роковая», «глубокая», «прелестная» и «святая». 

Часто для описания как женщин, так и мужчин, Пушкин использует прилагательное «милый». Его прилагательные, в целом, чаще всего направлены на описание внешности героя. 

Достоевский

Достоевского школьники читают в старших классах. Женских образов у него немного, наиболее распространенные типажи — роковая соблазнительница (например, Настасья Филипповна из «Идиота») и возвышенная жертвенница (напр., Сонечка из «Преступления и наказания»).

Наиболее часто встречающимися «мужскими» глаголами («думать» и «убить») можно было бы описать сюжетную линию «Преступления и наказания». Также мужчины Достоевского ​​«продолжают», «успевают», «любят», «бросаются» и «чувствуют». Среди часто встречающихся глаголов есть целых три синонима — «вскричать», «воскликнуть» и «крикнуть», что может указывать на частую неуравновешенность героев. Среди «мужских» глаголов много тех, что указывают на чувства и эмоции, а также на стремительность действий («решиться», «броситься», «вскричать» и др).

Что делают в произведениях Достоевского женские персонажи чаще всего? Бросаются и вскрикивают. Это глаголы, которые описывают максимально активные и эмоциональные действия. Следующими по частоте употребления следуют глаголы «плакать», «любить», «смеяться», «воскликнуть», «ждать», «понять». То есть женские персонажи у Достоевского, несмотря на свою характерную эмоциональность, не остаются в стороне от основных действий, а активно вступают в них: они «решаются», «перебивают», «схватывают», «вскакивают».

Кричат у Достоевского все: и мужчины, и женщины, однако в их поведении все-таки есть весомые различия. В то время, как у мужчин преобладает глагол «убить», у женщин одним из наиболее частотных является — «умереть». Также женщины более оптимистичные: по отношению к ним Достоевский многократно использует глаголы-синонимы «смеяться» и «засмеяться».

Толстой

Льва Николаевича Толстого дети начинают изучать в 6 классе, знакомятся с его биографией и читают «Детство». Правда, учителя обычно не рассказывают школьникам, как писатель относился к своей жене и почему не давал разрешение на операцию, которая спасла ей жизнь. Затем школьники возвращаются к Толстому в 7 классе, берут перерыв на 3 года и возвращаются к нему только в 10 классе, и сразу к «Войне и миру»

В произведениях Толстого мужчины чаще всего «кричат», «понимают», «любят», «велят», «испытывают», «желают» и «приказывают». Слова, характерные для мужчин, на которые стоит обратить внимание — это крикнуть, велеть, желать, понять, перебить, убить, пожать. Они указывают на законченные, властные действия, среди них минимум чувств, много активности и расчета. При этом мужчины у Толстого также «забывают», «умирают», «улыбаются», «краснеют», «просят», «целуют» и «обнимают». 

Женщины у Толстого чаще всего «плачут» и «улыбаются». Еще они «любят», «желают», «кричат», «просят», «обнимают», «думают», «чувствуют», «падают» и «просят». Женские глаголы у Толстого — это глаголы чувств и эмоций, причем противоположных: «плачут» и «улыбаются» женщины одинаково часто, как и «кричат» и «целуют».

У Толстого женщины проявляют себя более сентиментально, мягко и податливо, чем мужчины. В то же время мужчины могут быть как чувствительными, так и решительными. Судя по визуализации, когда мужчина «кричит», женщина «плачет», когда он «понимает», она — «улыбается», когда он «велит», она — «кричит», а любят они одинаково часто. 

Во второй части статьи мы расскажем о том, как женщин и мужчин описывали Набоков и Булгаков

Читать по теме:

Ссылка: https://readymag.com/u1918453196/2938557/