«По-прежнему начинаю семестр с намерением много успеть»
Маршрут: неизвестно — Васильевский Остр, 13л, д.46, кв. 17 г. С.-Петербург
Дата отправления: 01 февраля 1913
Автор открытки — явный энтузиаст своего будущего дела. Отправитель с искренним интересом рассказывает об учебе, новых темах, лекциях. Его увлечение паровыми машинами, турбинами, телефонией и телеграфией доказывает, что учеба не всегда в тягость.
«Получил Вашу, Тоня, открытку. Печально, если действительно у Вас развивается малокровие — значит работаете выше, чем можно. Что Вам спешить – еще впереди целая жизнь. очень обрадовался началу настоящих занятий. С удовольствем слушаю лекции. Из нового у меня пар[овые] машины, пар[овые] турбины, телефония и телеграфия, лит-[нрзб.] [допощ] сильных ощущений состав[ать] частицу переполненной до самого верху, составляющей одно нервное у[пике], тогда без скучающих и понимающих, осудитер[ию]. Но к сожалению таких лекций у нас больше нет мало – всего 1-2. по прежнему начинаю семестр с намерением много успеть, но боюсь обычного результата к концу. надеюсь повидаться после 20го февр. Если пройду по декапскому списку, поеду в пет-москву. Всех благ Пишите привет от маши»
«Еще не раздали дневников»
Маршрут: Новороссийск — Поти, Лялинская ул., соб.[ственный] дом
Дата отправления, штамп: 20.05.1913
Дата получения, штамп: 22.05.1913
Май — самый волнительный месяц для многих школьников. Оценки проставляются не просто за четверть, но и за весь год! Кто-то тщательно старается скрыть этот факт от родственников и поскорее потерять свой дневник, а кто-то — наоборот. Например, автор следующей открытки.
«Дорогие мои, и милые бабуся и бабу! Сегодня я узнал и спешу вас обрадовать что я перешёл во II класс с II [? степенью награды] а 4 ую четверть и годовой балл напишу в письме потому что ещё не раздали дневников. Ваш Миша. Намченко. Приезжайте. {У Ксении и Коли экзамены идут хорошо. Поклон и привет из Новороссийска}»
«Тешились хорошими баллами и уверенностью, что они знают математику»
Письмо преподавателя математики, которого наверняка боялись все гимназистки. Автор открытки дает советы насчет аренды жилья, а затем делится новостями с работы — прошлый учитель гимназисток их разбаловал, и теперь они плохо знают математику. Мишонька — так подписан отправитель — планирует проучить девушек дополнительными задачами. Наверняка каждый студент знает такого преподавателя.
«5ч 15м 6 II Дорогая Леся! Сегодня письма от тебя не было. Не волнуйся, если квартиру не снимают, и на этой не беда пробыть. Не торопись убираться. До 15 го оплачено. Следовательно, с какого бы числа ты не сняла квартиру, я думаю, будет можно пробыть числа до 14 (Конечно, по соглашению с Ек[атериной] Ив[ановной] и новыми квартирантами). Прислать ли тебе доверенность или просто частным письмом уведомить Ек[атерину] Ив[ановну] и тебя о согласии отказаться от квартиры?… От Лизы ответа еще нет… Заниматься приходиться много. Вчера лег в 2 часа. Сейчас немного отдохнул. Очень уж мало и поверхностно прошли ученицы. Э.-той школы — […лей], которые самую гимназию хотят видеть школой приобретения легких знаний и дешваго [^дешевого] успеха, а не школой воспитательной… Ученицы об Я., конечно, забыть не могут. Тешились хорошими баллами и уверенностью, что они знают математику.. Пришлось дать несколько лишних письменных… Будь здорова. Крепко тебя и детей целую. Твой Мишонька. А как [нрзб.] нравится? Мне почти никто не пишет»
«Школа обеспечивает стипендией»
Маршрут: Бобруйск. Мог. обл. — Мог. обл. Березинский район, Погостский с/совет, к-3 «Будачник»
Дата отправления: 23.06.xxxx
Команда «Пишу тебе» не забыла, что день знаний не ограничивается школьной линейкой. Уведомление о зачислении на курс шоферов — тоже достойно внимания в День знаний.
«{23/VI} Вы Зачислены на курсы шофёров вам следует явиться на мед комиссию 10/VII 41, Школа обеспечивает стипендией 75 руб и кв. 20 руб при явке иметь паспорт»
«До конца осталось 4 экзамена»
Маршрут: Неизвестно — г. Харьков, Адресный стол (Театрал[ьный] пер[еулок] №4) в [?институт]
Дата отправления, штамп: 08.04.1912
Дата получения, штамп: 10.04.1912
Конечно, в сентябре еще рано думать о конце учебного года, но в открытке так тепло описаны весенние дни. Впереди у студентов только экзамены, а за ними — летний отдых дома.
«Дорогая Дусенька! Завтра экзамен. Сегодня письма не пишу. Я здоров. Почему же мне не пишешь? Я ожидал от тебя письма в среду или в четверг, но не дождался. У нас стоит чудная теплая погода, в училище все гуляют в одних рубашках и большей частью сидят на солнышке и греются. До конца осталось 4 экзамена. Пиши целую[нрзб]. Целую люблю»
«А глубокоуважаемую Любовь — с сыном-инженером»
Маршрут: неизвестно — город Екатеринослав, Струковский пер. д №8
Дата отправления: 30.xx.xxxx
Дата получения: 31.05.1911
Следующая открытка — сборник мемов. В четырех строчках поместилось поздравление с окончанием кошмара в виде «злосчастной школы», в этом же предложении теплое поздравление матери выпускника, а дальше — типичный «сын маминой подруги», то есть Сонечка, окончившая школу с золотой медалью.
«Поздравляю тебя, [нрзб], с окончанием злосчастной школы, а глубокоуважаемою Любовь […вну] — с сыном-инженером. Желаю всего наилучшего. 27-28 был в [нрзб]; Сонечка окончила с золотой медалью. [Ине…], и его [?питомцы] [нрзб] самые благоприятные [нрзб]»
«Девиц много — но людей мало»
Маршрут: Москва — ст. Жердевка, дом Федорова
Дата отправления: 13.02.1907
Дата получения: 15.02.1907
Автор открытки попыталась поместить все впечатления на одну карточку, поэтому все новости вперемешку — общежитие, самочувствие, Аллочка и школа. Между строками письма скрыто желание узнать, увидеть и сделать как можно больше всего.
«Здравствуй Таня! Только устроилась и вот пишу тебе. Живу в общежитии. Девиц много — но людей мало. Черн[ый] элемент большей частью. Чувствую себя не важно, завтра думаю к доктору, ухо мое плохо. Аллочка жизнерадостная вчера с ней все говорили. [?Четыре] то кадета от Москвы — каково? Тебе, я думаю, и почитать нечего, таких журналов как здесь. Напиши о себе, как дома. У меня [?еще] [?школа] Целую тебя и желаю всего хорошего»
«Устала я порядочно, теперь буду отдыхать и спать»
Дата отправления: 1911 г.
О чем думает каждый студент на новогодних праздниках? Автор открытки знает ответ — о том, как бы выспаться на год вперед. Лиза Гарнак, отправительница открытки, еще напоминает, что за учебой мы часто забываем о родных и близких людях.
«22 – XII – 11г[од].
Дорогая Манечка, поздравляю тебя с Новым годом. Все собиралась писать тебе, да за неимением времени все откладывала. То гимназия, то школа ручного труда, то синематограф, то «минеатюр» и так без конца. Гимназию и школу не буду посещать до 9-го января. Устала я порядочно, теперь буду отдыхать и спать. Жду с нетерпением повидать Нину, я ее не видала с мая месяца. Лиза поехала в Петербург, т. е. когда я была последнее воскресенье у твоей мамы мамы, было очень скучно. [?Гося] уже уехал на службу. Как ты провела праздник, весело ли? Как поживает Михаил и здорова ли [?Лиечка]? Очень хороша она на фотографии. Целую тебя крепко, желаю всего хорошего. Жду письма. Лиза Гарнак»
«В школе у нас все нации»
Neuchâtel или Невшатель — город в Швейцарии с одноименным университетом, основанным в 1838 году. Предполагаемо, автор письма обучалась именно в нем. О самом обучении практически ничего не сказано, зато мы знаем, что Таня, написавшая о себе в открытке, познакомилась с иностранцами и живет в строгом пансионе.
«Neuchâtel Дорогая Лёсичка! Вот умница что написала мне, а то я думала, что не получу совсем. У меня особых новостей нет. В школе у нас все нации каких только хочешь. А все население Neuchâtel-я очень веселое все учащиеся и путешественники. Живут все в пансионах, где довольно строго. Напр[имер] не позволяют выходить одним и т.д. Напиши пожалуйста. Целую всех Ваших. Целую тебя крепко крепко. Таня. Пиши. Целую Женю от себя. {Аня и Лида тебя целуют}».
«Будь умницей, а то приеду и налуплю»
Маршрут: г. Киев — г. Бендеры, Бессарабия, городская больница
Дата отправления: 22.01.1914
Дата получения: 23.01.1914
Подборка начнется с письма, которому больше 100 лет, но оно совсем не потеряло свою актуальность. Вспомните, как отправляете другу смешной мем с подписью «ты». Ровно то же сделала автор открытки, сравнивая Мишку, который готовится к экзаменам, с фотографией на карточке.
«Что Мишка скучаешь теперь без меня? Ну да это к лучшему может поэтому будешь хорошо учиться и весной сдашь экзамен. Ты тоже так как этот барбос делаешь умное лицо и решаешь задачи? Будь умницей, а то приеду и налуплю. Нуся»
А о чем бы вы рассказали в открытке: о предвкушении новых знаний или скоротечности лета? Не забывайте, что залог успешного учебного года — правильный настрой!
Еще больше интересных историй и красивых открыток можно найти на сайте Системного блока в разделе проекта «Пишу тебе». Если у вас есть открытки, которыми вы готовы поделиться, напишите нам, и они обязательно будут опубликованы.