Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Женя Родикова

Понятие «темперамент» широко известно в культуре и популярной психологии, но зачастую искажено: когда кто-то пытается выяснить, холерик человек или сангвиник, оперируют в основном бытовыми терминами, а не научными. Разбираемся, почему классическое разделение по темпераментам больше не пользуется популярностью среди психологов и что понимают под темпераментом ученые в XXI веке.

Немного истории

Первую типологию темпераментов предложил врач Гиппократ, которые ввел названия «сангвиник», «меланхолик», «холерик» и «флегматик». Предполагалось, что темперамент зависит от жидкости, которой больше других в человеческом теле. У меланхоликов преобладает черная желчь, у холериков — желтая желчь, у сангвиников — кровь, а у флегматиков — слизь [6]. 

Впоследствии И. П. Павлов также занимался проблемой темперамента. В его теории были те же четыре типа, но принципы их выделения различались. Он выяснил, что существуют основные нервные процессы — подвижность, сила и уравновешенность, а их комбинации создают четыре вида высшей нервной деятельности. Они же, в свою очередь, и лежат в основе темперамента. Версия темпераментов Павлова выглядела так:

  1. Слабый — меланхолик («слабый»);
  2. Сильный, неуравновешенный — холерик («безудержный»);
  3. Сильный, уравновешенный и подвижный — сангвиник («живой»);
  4. Сильный, уравновешенный и инертный — флегматик («спокойный»)[6].

Темперамент и параметры организма

В современной психофизиологии пользуется популярностью изучение связи между работой мозга и темпераментом в понимании И. П.Павлова.

Например, исследователи сопоставили данные опросников, направленных на определение личностных свойств темперамента, и качество прохождения тренинга с применением метода БОС.

Метод БОС, или метод биологической обратной связи, направлен на реабилитацию пациентов после тяжелых травм: он направлен на восстановление физиологических умений для повышения эффективности работы организма человека [10]. Он основывается на следующем принципе: пациент получает информацию о работе своего организма в виде картинок или аудиоматериалов (сигналов обратной связи) в результате обработки электрических физиологических сигналов, полученных от тела через специальные датчики, которые к нему прикреплены во время сеанса БОС-терапии [11].

Во время процедуры БОС производится постоянный контроль различных электрофизиологических параметров с использованием различных мультимедийных и зачастую игровых приемов, которые применяются к человеку. В результате сеанса происходит регистрация и фиксация любых, даже самых минимальных изменений показателей организма, например, мышечного напряжения, КГР, уровня артериального давления, ЭЭГ и т.д. А пациент, в свою очередь, наблюдая все эти изменения, старается их контролировать и подстраивать их в определенном заданном направлении для того, чтобы приобрести навыки саморегуляции для улучшения своего физического состояния [10].

Этот метод и был применен в исследовании, результаты которого были сопоставлены с различными личностными методиками, которые заполняли испытуемые. В результате прохождения методик они были распределены на четыре «классических» типа темперамента в зависимости от типа их нервной системы (НС): сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, а основная гипотеза исследования состояла в наличии связи типа нервной системы и эффективности прохождения данного тренинга, которая будет зависеть от степени уравновешенности нервной системы. В результате были получены следующие данные:

  1. Флегматики (стабильный уравновешенный тип НС) и сангвиники (подвижный уравновешенный тип НС) показали уменьшение мощности альфа-ритма (это ритм головного мозга в полосе частот от 8 до 14 Гц, отслеживаемый с помощью ЭЭГ) в конце данного тренинга. При этом, это уменьшение было различным: у сангвиников оно составило 30,6%, а у флегматиков — лишь 13,6%.
  2. У меланхоликов (слабый тип НС) было выявлено отчетливое увеличение альфа-ритма (39,5%) в середине исследования. А у холериков (подвижный неуравновешенный тип НС) альфа-ритм был нестабильный: в начале эксперимента произошло его резкое увеличение (на 16,7%), а затем снижение, которое сохранялось вплоть до конца эксперимента.

Поэтому можно говорить о связи показателей альфа-ритма и степени устойчивости НС [3].

Практические исследования темперамента

Строгое разделение людей на темпераменты имеет два больших недостатка. Во-первых, к одному типу темперамента могут быть отнесены люди с абсолютно разными личностными характеристиками. А во-вторых, к разным темпераментам могут быть отнесены очень похожие личности [2].

Чтобы избежать подобных путаниц и неоднозначностей в более поздних исследованиях темперамент был рассмотрен иначе. В конце 40-х годов ХХ века ученые начали проводить факторно-аналитические исследования. Их суть заключалась в следующем: сначала произвольно выбирались различные характеристики поведения и после проведения специальной диагностики в формате опроса эти данные группировались. Например, вопросы на социабельность, смелость в социальных ситуациях, высокую социальную самооценку и энергичность могли быть объединены в одну черту — экстраверсию.

Уже с начала 50-х ученые поняли, что перед группировкой данных необходимо четко сформулировать, какие свойства могут относиться к характеристикам темперамента, а уже после проводить различные математические подсчеты с использованием факторного анализа. Именно эти исследования внесли наибольший вклад в современное понимание темперамента, поэтому остановимся на них подробнее.

Основываясь на своих данных, разные исследователи выделяли разные критерии темперамента. В основном это зависело от теоретической базы, на которую опирался исследователь, и от критериев отбора характеристик. Обычно такие различия касаются именно количества факторов-группировок, а не их содержания [2].

В исследовании, проведенном американскими учеными А. Томасом и С. Чессом, было установлено, что с помощью темперамента можно объяснить стиль поведения человека, но не причины поступков или успешность деятельности.

Например, в своей работе Томас и Чесс сформулировали феномен «трудного темперамента», который включает в себя высокую интенсивность, низкую адаптивность и принятие, неритмичное поведение.

Советские психологи также изучали темперамент и его особенности. В их исследованиях был установлен основной критерий, благодаря которому то или иное свойство можно отнести к характеристике темперамента — его формально-динамичный характер. Такие свойства не связаны с содержанием деятельности или с мотивами человека, а определяют динамику деятельности.

Например, В.Д. Небылицын определил, что темпераменту присущи два основных компонента — эмоциональность и активность.

  1. Активность — это определяющие динамику поведения человека и его деятельности энергетические потенциалы, которые проявляются в различных ситуациях. Активность можно рассматривать в трех проявлениях: по двигательным реакциям, по разнообразию этих реакций и по тому, насколько часто проявление сверхактивности.
  2. Эмоциональность — это «особенность возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств и настроений». Она связана с эмоциональными состояниями человека, которая объясняет не только с эмоциональную динамику, но и вид этих переживаний, преобладающие у человека [5].

Помимо этого, В.Д.Небылицын изучал в своих исследованиях проблему взаимосвязи видов внутреннего торможения с чувствительностью и силой нервных процессов. Было установлено, что альфа-индекс, частота и индекс альфа-ритма напрямую соотносятся со степенью уравновешенности нервной системы [8]. 

Также в исследовании, проведенном А.В. Маркиной, была выдвинута гипотеза о связи ЭЭГ-ритмов и когнитивно-личностных особенностей человека. В целом, электроэнцефалография (ЭЭГ) направлена на установление состояния клеток ГМ и электрической активности ГМ человека; также она показывает степень согласованности работы различных его структур [1]. Процедура проводится с помощью энцефалографа — специального прибора, который состоит из электродов (особых датчиков), прикрепленных к шапочке, монитора и блока, на которые потом происходит передача информации о работе ГМ. Результаты исследования выводятся на монитор в виде особых графиков, которые отображают ЭЭГ-ритмы как показатели электрических колебаний ГМ [7].

В результате исследования Маркиной было установлено, что частота альфа-ритма и длительность альфа-веретена детерминируют над индивидуальными характеристиками выполнения каких-либо трудных заданий. Например, люди, у которых альфа-веретена были наибольшей длины, обладали наибольшей эмоциональной устойчивостью, а также высокими показателями дружелюбия и меньшими показателями в доминировании при межличностном общении [9]. Мощность альфа-ритма и ее взаимосвязь с кратковременной памятью была отображена следующим образом: меньший объем кратковременной памяти находит взаимосвязи с тета-активностью ГМ и эмоциональной чувствительностью. При этом, больший объем соотносится с большей темпераментной активностью и, соответственно, большей мощностью альфа-ритма [9].

Опираясь на все эти исследования, можно отметить, что как советские, так и зарубежные ученые считали, что темперамент обладает формально-динамическим характером. Это значит, что темперамент — не свойство личности вроде активности/пассивности или экстраверсии/интроверсии, а комплекс характеристик, определяющих, насколько человек хорошо концентрируется на делах, часто ли отвлекается, быстро ли реагирует на внезапные изменения. Обычным психологическим тестом с вопросами вроде «Много ли у вас друзей?» его не определить. Темперамент оказывается более сложным и комплексным понятием, чем люди привыкли думать, а его изучение может быть осуществлено не только с помощью опросников, но и с применением различных психофизиологических методов, регистрирующих активность ГМ. 

Источники:

  1. Кирой В. Н., Ермаков П. Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. – 1998.
  2. Егорова М.С. «Психология индивидуальных различий»
  3. Рогожина Н.В. «Связь параметров темперамента с эффективностью БОС-альфа-тренинга». 2011.Национальный исследовательский Университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
  4. Миллер С. «Психология развития»
  5. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
  6. Рыжковская Т.Л. «Основы психологии и педагогики». Минск.: Изд-во МИУ, 2010 
  7. Новикова С. И. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы //Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – №. 1. – С. 91-108.
  8. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Изд-во Наука, 1976. – 336 с.
  9. Маркина А.В., Пашина А.Х., Руманова Н.Б. Связь ритмов электроэнцефалограммы с когнитивно-личностными особенностями человека // Психологический журнал, 2000. — т.21, №5. — С.48-55.
  10. Кунельская Н. Л. и др. Метод биологической обратной связи в клинической практике //Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. – 2014. – Т. 114. – №. 8. – С. 46-50.
  11. Трунова М. С., Орлов А. Б. Метод биологической обратной связи: психотерапевтическая перспектива //Вопросы психологии. – 2014. – №. 6. – С. 33-43.
  12. Асланян Е. В. и др. Свойства нервных процессов и эффективность БОС-тренинга //Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – №. 2. – С. 108-116.

Статья подготовлена совместно с научно-популярным журналом факультета психологии МГУ Инсайт