Права, обязанности и возможности мужчин
Маскулинность и феминность зависят от сложного взаимодействия биологических и социокультурных факторов, которые формируют уникальные характеристики и поведение мужчин и женщин. Биологические различия (например, уровни гормонов) влияют на физические характеристики и силу. Однако часть аспектов маскулинности и феминности является результатом влияния окружающей среды и культуры.
В современном обществе существует множество гендерных стереотипов о том, каким «должен» быть «настоящий» мужчина. Часто эти стереотипы обусловлены культурными аспектами, семейными традициями и ожиданиями, навязанными обществом. Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2021 году, 19% россиян считают самыми ценными мужскими качествами честность, искренность и прямоту. Надёжность, уверенность и постоянство ценят 14% респондентов, 10% проголосовали за «порядочность» и «справедливость».
Ещё один важный аспект роли мужчин в обществе – отцовство. Некоторые страны продвинулись дальше других в создании равных условий для обоих родителей, которые позволяли бы успешно совмещать семейную жизнь и профессиональные обязанности. К примеру, в Швеции, Норвегии и Дании мужчины активно участвуют в домашних делах и уходе за детьми. Более того, согласно шведскому законодательству, молодой отец должен выйти в декретный отпуск хотя бы на 90 дней.
Однако во многих более традиционных обществах (особенно в странах Ближнего Востока, Азии и Африки) на мужчин по-прежнему возлагаются ожидания быть скорее «главным добытчиком», чем активным участником воспитания детей. Российские мужчины тоже редко пользуются возможностью трёхлетнего декретного отпуска, несмотря на то что такое право им предоставляется с 2007 года.
В Швеции молодой отец должен выйти в декретный отпуск хотя бы на 90 дней
Еще один аспект, отражающий гендерные различия в обществе, — военная служба. В России, Грузии, Бразилии и многих других странах воинская повинность — чисто мужская обязанность. В 11 странах (среди которых такие разные, как Швеция, Норвегия, Северная Корея, Израиль и Тунис) в армию призывают и женщин.
Маскулинность в эпоху цифровизации
Вопрос о новых возможностях в области технологий и цифрового мира с каждым годом становится всё более актуальным. Благодаря интернету и социальным сетям у мужчин появляется множество способов конструирования и представления своей маскулинности.
Согласно исследованию, проведённому учёными из СПбГУ, мужчины часто создают в виртуальном пространстве «улучшенные образы себя», которые в той или иной степени отличаются от их реальной личности. Это может привести к появлению социального давления и стремлению соответствовать нереалистичным стандартам мужественности, установленным в онлайн-среде.
К примеру, в мире онлайн-знакомств образ мужчины зачастую строится вокруг определённых стереотипов и ожиданий. Поэтому многие мужчины стараются представить себя в лучшем свете, подчеркнув свои достоинства и интересы. Как правило, мужчины добавляют в описание своего профиля больше информации, чем женщины, но реже используют эмодзи: они присутствуют в 24% мужских профилей и 38% женских.
При этом, как выяснили исследователи из НИУ ВШЭ, у многих мужчин есть страх быть отвергнутым, вследствие чего они, так же как и женщины, тщательно просматривают профили других пользователей. Неискренность и несерьёзность намерений в данном случае может значительно затруднить поиск партнёра, особенно если мужчина ищет женщину для длительных отношений. Быстрый темп и массовость знакомств в приложениях также могут создать ощущение поверхностности и отсутствия глубокого взаимопонимания.
Кроме того, из-за жёстких стереотипов о мужской и женской эмоциональности мужчины часто ограничивают спектр своих эмоций, поскольку опасаются, что некоторые из них могут быть восприняты как недостаточно «мужественные». Тем не менее, исследование отмечает, что интернет может стать площадкой и для позитивных изменений в представлении о маскулинности. К примеру, уже существуют онлайн-сообщества, где мужчины могут обсуждать свои чувства, разрушать стереотипы и отказываться от традиционных гендерных ролей.
Новая этика и новая мужская идентичность
В современном мире понятие маскулинности претерпевает существенные изменения. Так называемая «токсичная маскулинность», ассоциируемая с брутальностью, жестокостью, цинизмом и высокомерием по отношению к женщинам (воспринимаемы как «слабый пол»), постепенно становится неприемлемой. Новое понимание мужественности больше не сводится к силе, выносливости и воле, а, наоборот, делает акцент на созидании и создании чего-то нового. Теперь мужчине можно и нужно проявлять эмоции, быть чутким и заботливым.
Сегодня процесс преодоления «мужских» стереотипов нередко осложняется различными препятствиями: например, социальным давлением или определёнными ожиданиями в обществе. Тем не менее мы постепенно приходим к пониманию того, что мужчины могут и должны выражать свои чувства, заботиться о психическом и физическом здоровье, а также проявлять эмпатию к окружающим. Ведь богатый эмоциональный мир и эмоциональная открытость — это не слабость, а, наоборот, признак эмоциональной зрелости.
Кроме того, важно подчеркнуть необходимость создания поддерживающей и беспристрастной среды, где мужчины смогут свободно и без страха выражать свои чувства и стремления, развиваться в сферах, которые им интересны, и строить отношения на основе взаимного уважения и доверия.
Открытость к новым представлениям о мужественности и признание прав мужчин являются ключевыми элементами построения более гармоничного и справедливого мира. Осознание того, что каждый человек уникален и имеет право на свою индивидуальность, поможет создать толерантное общество, где у любого будет возможность раскрыть свой потенциал и принести пользу всему человечеству.
Источники
- Исследование ВЦИОМ о ценных качествах мужчин
- Лилия Земнухова и др. «Любовный Tindergarten. Барьеры “цифровой романтики” и стратегии пользователей приложений для онлайн-знакомств»
- Лариса Асатурова «Особенности конструирования маскулинной идентичности в виртуальном пространстве»
- Almudena Sevilla-Sanz «Gender roles and the division of unpaid work in Spanish households»
- Deborah J. Armstrong «Schema accuracy and career challenges for men in the information technology workplace»